О новой фетве Совета муфтиев России и её значении для мусульман

26.10.2016 20:03:12
О новой фетве Совета муфтиев России и её значении для мусульман


Интервью с профессором Московского государственного лингвистического университета, исламоведом Романом Анатольевичем Силантьевым.

– На сайте Вы читали новую фетву СМР?

– Безусловно. Конечно, я читал её как историк – богословы её ещё почитают и оценят.

Совет муфтиев продолжает радовать нас яркими текстами. Что сразу бросается в глаза: "В конце XX-го – начале XXI-го века мировое сообщество столкнулось с таким злом, как исламский терроризм. И при всей своей абсурдности он реализовался как нечто обоснованное мусульманским богословием". То есть, терроризм бывает именно исламским, а ведь против этого словосочетания кто только не выступал – муфтии, российские политические лидеры и даже представители Православной Церкви, заслуженно считая его исламофобским. "В последние годы мы столкнулись с невиданным прежде натиском терроризма, который многие по недоразумению называют "исламским" или "религиозным", – говорил, например, митрополит Волоколамский Иларион. Выходит, он исламофил, а в Совете муфтиев сидят исламофобы? Какой-то когнитивный диссонанс.

– На что ещё обратили внимание?

– На прямой выпад в адрес подписантов "Грозненской фетвы", а заодно и самовыпад. Поясню подробней.

Вот цитата из новой фетвы СМР: "Далее мы приводим убеждения и действия людей, которые лишают себя права быть причисленными к ахлюс-сунна валь-джама‘а". Итак, признаки, указывающие на радикальность тех или иных течений, направлений, а вместе с ней и на социальную опасность. Среди таких признаков указывается "принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших», а ведь именно к заблудшим ваххабиты и прочие агрессивные сектанты были причислены в "Грозненской фетве". И сразу вопрос – а достоинство и честь членов ИГИЛ теперь тоже принижать нельзя? И называть их заблудшими? Ведь под определение полноценных "людей Сунны и согласия" из фетвы ("к ахлюс-сунна валь-джама‘а относится любой мусульманин, который проговорил шахаду (свидетельство) о том, что Аллах (Бог) Един и Мухаммад – посланник Божий, который является носителем основных постулатов веры и выполняет религиозную практику, пусть даже по мере сил и возможностей") подпадают абсолютно все исламистские террористы – даже вымершие ассасины.

Теперь насчёт самовыпада. Вот выдержка из фетвы СМР от 14 апреля 2003 года:

"Исходя из вышесказанного, Расширенное заседание мусульманских лидеров РФ выносит следующее заключение (фетву):

– признать деятельность Талгата Таджуддина, присвоившего себе пророческую миссию, отступничеством от основ Ислама;

– объявить о невозможности Талгатом Таджуддином занимать должность духовного руководителя мусульманских организаций в РФ;

– признать заявление Талгата Таджуддина об объявлении военного джихада против США не имеющим ни богословской, ни правовой, ни моральной силы и не подлежащим к исполнению российскими мусульманами;

– объявить, что отныне никто из мусульман не вправе совершать с Талгатом Таджуддином совместно намаз и следовать каким-либо указаниям и советам с его стороны
".

Нет ли в этом тексте причисления к заблудшим кого-то из мусульман, принижения их достоинства и чести и, страшно сказать, такфиризма? Кстати, даже из муфтиев СМР процитированную фетву никто исполнять не стал – такое уж у них отношение к своим богословским документам.

– Эта фетва может считаться ответом "Грозненской фетве"?


– Нет. Она даже не может считаться оригинальной.

Вот выдержка из "Основных положений социальной программы российских мусульман", подготовленной по линии СМР в 2001 году и даже торжественно презентованной В.В.Путину:

"Совет муфтиев России осуждает все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме так называемого "ваххабизма", которые содержат в себе следующие признаки:

1) отрицание основополагающих традиций Ислама, т. е. четырёх исторически сложившихся мазхабов или шиизма;

2) учение о собственной исключительности вплоть до наделения себя самих правом объявлять «немусульманами» традиционных верующих, не согласных с такой трактовкой шариата, в том числе последователей любого из четырёх суннитских мазхабов или шиизма;

3) наделение себя правом по собственному усмотрению ущемлять в правах или убивать вне рамок необходимой самообороны «неверных», в том числе и традиционных мусульман, не примкнувших к данной организации...

Совет муфтиев России готов к сотрудничеству с властями в деле духовного оздоровления обстановки в нашем обществе и недопущения религиозной вражды и ненависти
"(1).

А что мы видим сейчас?

"Итак, мы назвали признаки, указывающие на радикальность тех или иных мусульманских течений, направлений:

– претендование на свою "единственность", "эксклюзивную правильность» и нетерпимость к мнению других;

– покушение на жизнь или имущество других людей. Убийство на почве религиозной нетерпимости;

– принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших;

– разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе"
.

Ваххабизм даже в кавычках не упоминается, отрицание суннитских мазхабов и ненависть к шиитам теперь не считаются признаком радикализма. Более того, в фетве содержатся рекомендации следовать мазхабам "не буквально" и без "фанатизма".

Из всех фетв, касающихся вопроса "опасных псевдоисламских сект", данная фетва на моей памяти является самой неконкретной и толерантной к экстремистам-террористам. Даже в сравнении с достаточно слабым документом образца 2001 года она выглядит жалко.

Полагаю, что следующая фетва СМР по этому вопросу будет абсолютно общепримиряющей и её смогут подписать все без исключения – от аятоллы Хаменеи до псевдохалифа аль-Багдади. Например, такой:

1. Мы за все хорошее против всего плохого.

2. Мы за справедливое мироустройство и против несправедливого.

3. Миру – мир, а для здоровья полезен кефир!

Самое смешное, что под большинство признаков,"которые лишают себя права быть причисленными к ахлюс-сунна валь-джама‘а", подпадает сам Совет муфтиев.

"– Претендование на свою "единственность", "эксклюзивную правильность" и нетерпимость к мнению других".

Имеется соответствие. Муфтий Равиль Гайнутдин не первый год демонстративно именует себя лидером российских мусульман, прекрасно зная, что его власть не признают в подавляющим большинстве мусульманских общин России. Не так давно он настаивал на "эксклюзивной правильности" Совета муфтиев России, предлагая всем остальным муфтиям объединиться под его эгидой и проявляя полную нетерпимость к иным мнениям или критике.

"– Покушение на жизнь или имущество других людей. Убийство на почве религиозной нетерпимости".

Целый ряд представителей СМР в духовном звании занимались именно этим (см.  http://riss.ru/analitycs/4053/). И до сих пор занимаются, как сбежавший к террористам имам-хатыб из Воронежа Мухаммад Хассун и его коллега из Белгорода имам Файзулла Исмаилов, посаженный за сбор целого арсенала оружия и взрывчатки.

"– Принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших".

См. выпады в адрес лидеров ЦДУМ, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Татарстана и Рамзана Кадырова.

"– Разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе".

Военные противостояния представители СМР пока, слава Богу, не разжигали, а вот мирную жизнь в обществе нарушали неоднократно. Они неоднократно оскорбляли иудеев и православных, русских и чеченцев. Ни одна из российских религиозных организаций, включая даже деструктивные секты, такого вреда межнациональным и межрелигиозным отношениям не нанесла. Об этом можно подробнее почитать в моей книге "Совет муфтиев России: история одной фитны".

Так что опрометчиво богословы СМР ввели именно такие признаки радикальных течений. Как бы это не ударило по их собственной организации.

– И как будут развиваться события?

– Для Равиля Гайнутдина и его сторонников, противопоставивших себя большей части российских муфтиев, – не очень хорошо. Да, они саботируют законодательный запрет ваххабизма. А до этого выступали против восстановления института капелланов и введения в школах "Основ религиозной культуры", но были проигнорированы. Время СМР проходит, и такие фетвы только ускоряют этот процесс.

(1) Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 27-29


Магомед Абуев





Источник: Ислам.ру
Остальное по теме "Интервью":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений