"Мы сегодня наблюдаем не радикализацию ислама, а исламизацию радикализма..."

30.09.2017 20:37:18
"Мы сегодня наблюдаем не радикализацию ислама, а исламизацию радикализма..."


Социальные сети давно и прочно вошли в жизнь современного человека. Они не просто помогают поддерживать личные и деловые связи, общаться с друзьями, разбросанными по разным частям света. Сегодня по объему контента, по скорости реакции на ключевые события они не уступают крупным информационным агентствам.

Однако, как и у любого социального феномена, у социальных сетей есть как минимум два измерения, две стороны. Вроде бы, они предоставляют своим пользователям доступ к общению, ограниченному лишь объемом доступного интернет-трафика, упрощают доступ к ряду образовательных ресурсов и т.д. Но что же на обратной стороне медали? Демократичная информационная политика социальных сетей зачастую приводит к ситуации, когда некая ее часть, назовем ее "теневой" (хотя она не всегда скрыта от глаз), превращает интернет-ресурс в канал, транслирующий не просто нежелательные, а даже опасные идеи и взгляды. 

Особое место здесь отдано сторонникам экстремистских и радикальных течений, которые с радостью используют многочисленные соцсети и мессенджеры для распространения своих деструктивных идей, для успешной вербовки. В этом им на руку играет целый ряд аспектов. 

Во-первых, как уже говорилось ранее, это простая процедура регистрации сообщества. Не нужно получать свидетельства, лицензии и прочие атрибуты, необходимые для СМИ. Достаточно зарегистрировать сообщество или даже страницу и начать привлечение подписчиков, причем здесь может использоваться специальное программное обеспечение, которое вполне доступно и позволяет привлекать именно "живые" аккаунты реальных пользователей. 

Во-вторых, социальные сети предоставляют широкий доступ к личной информации пользователей, начиная с имени, заканчивая личными фото, политическими и религиозными предпочтениями. 

В-третьих, основной аудиторией социальных сетей является молодежь, которая является наиболее активной частью общества. Согласно статистике, которую привел заместитель директора ИД "Хузур" Руслан Хисамов, начиная с 2015 г. сервис микроблогов Twitter заблокировал 936 тысяч страниц с экстремистским контентом. Из них 300 тыс. были заблокированы в текущем году. На июнь 2017 года на 60% возросло число фактов вербовки людей в террористические организации. 

- 23 тысячи русскоязычных страниц, являющихся пропагандой запрещенной в России организации ИГ были заблокированы Роскомнадзором по состоянию на март 2017 г. Причем треть от общего числа приходилось на социальную сеть "Вконтакте" и Youtube. 16 тысяч т.н. "групп смерти" были заблокированы по состоянию на июнь 2017 г. Общественная палата Российской Федерации сообщает о 7 тысячах обращений граждан о распространении экстремистских и националистических материалов в социальных сетях и на интернет-сайтах. 

Здесь активную работу ведет Роскомнадзор. По словам Бориса Разинова, руководителя управления Роскомнадзора по РТ, в сутки в реестр вносится порядка 100 сайтов. В этом направлении есть проблема – закрытые ранее по решению суда сайты создают своих двойников, так называемые "зеркала", и работа идет по новой. Однако стоит отметить, что процесс внесения сайта в реестр довольно прост, вплоть до простого предоставления ссылки на подозрительный сайт. Но блокировка проходит лишь по решению суда. 

Все эти факты лишь вершина айсберга, ведь в них речь идет о группах и ресурсах, попавших в поле зрения надзорных ведомств, идентифицированных как экстремистские и по которым было вынесено определенное процессуальное решение. А сколько подобных ресурсов осталось вне фокусе внимания. Очень тяжело, даже невозможно охватить все потенциально опасные ресурсы ввиду их многочисленности. Однако и оставлять данную ситуацию на авось тоже не выход. О том, что нужно делать, как вести себя пользователям сети Интернет, как обезопасить себя, своих близких от нежелательного контента, какова роль представителей масс-медиа в этой сфере – именно на эти вопросы попытались ответить участники круглого стола "Социальные сети: обратная сторона свободы", который состоялся сегодня в здании Духовного управления мусульман РТ. Круглый стол прошел по инициативе Издательского дома "Хузур" и ДУМ РТ. 

"Грехи в виртуальном мире тоже реальны" 

По мнению муфтия, Председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиля-хазрата Самигуллина, разбираясь в причинно-следственной связи, приходит понимание, что у нас очень мало богословов, а имеющийся их узкий круг почти не присутствует в Интернете.

 - В том месте, где есть знания, не может быть места ни экстремизму, ни терроризму, ни какому-либо недопониманию. На одной из конференций, когда мы обсуждали жизнь нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), оказалось, что мало кто знает достоверную информацию о нем. Все живут своими стереотипами, не подкрепленными никакими достоверными фактами. К примеру, на самом деле, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) не убил ни одного человека, да, поранил одного в плечо. В последствии последний умер от заражения крови. Но это был момент защиты, что говорить нам о том, что нужно защищать свою Родину, свою честь. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) пришел нам как милость для миров, а сама религия ислам – несет мир. "О Аллах, ты являешься миром. И от тебя идет мир". 

Несмотря на то, что сейчас большая активность перешла в сеть, а социальные сети – виртуальны, грехи в них вполне реальны, и за каждое свое слово нужно также держать ответ. Социальные сети – часть нашей реальной жизни, хоть и кажется, что это где-то по ту сторону экрана только, что-то далекое от нас. Кто-то может использовать этот инструмент для достижения довольства Всевышнего, а кто-то во вред, для разрушения существующего мира. Социальные сети размывают границы между дозволенным и запрещенным, стирают географические рамки, делая доступным общение с человеком с любой точки земного шара. Этой возможностью и пользуются приверженцы деструктивных культов, в том числе и сторонники ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ). 

"Происходит исламизация радикализма" 

- Зачастую, говоря о роли Интернета, социальных сетей в нашей жизни, преувеличивают их значение: если верить статистике о вовлечение в радикальные группы, то наиболее успешная вербовка происходит именно через друзей, знакомых, состоящий в подобного рода группах, - отметил директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев. – Здесь Интернет выступает дополнительным фактором для распространения совершенно различных идеологий. Мы упускаем тот момент, что на сегодняшний день происходят сложные социально-культурные трансформации, связанные с информатизацией общества. Современное общество испытывает шок от происходящего: информации слишком много, она идет отовсюду, доступ открыт к различным формам мысли и идеологии людей. Как результат – растерянность, неумение разобраться в том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". За ответом – в Интернет, где поиски невсегда приводят к чему-то хорошему. 

Здесь активно вступают в борьбу за умы пользователей сторонники деструктивных культов. Причем в распространяемом ими контенте может встречаться все, что угодно, начиная от любительской культуры, заканчивая изображением джихада с использованием лейблов или геймерской субкультуры. 

- Мы сегодня наблюдаем не радикализацию Ислама как таковую, а исламизацию радикализма. Здесь вопрос к тем событиям, которые происходят в мусульманском мире, который сейчас сталкивается с активным влиянием западной потребительской культуры, с мировой глобализацией. Отсюда противостояние так называемому миру джахилии. Эти протестные настроения не столько связаны с религией, сколько со сложными процессами трансформации внутри мусульманского мира. Причем, практика радикальных джамаатов становится примером для неонацистских движений. 

Однако джихадистские группы – это одна сторона "черного Интернета". Есть также и неонацистские-неоязыческие группы, который с каждым днем все набирают обороты. Примечательно, что к ним примыкают не только представители славянских народов, но и некоторые молодые люди из смешанных семей, иные лица, испытывающие проблемы с идентичностью. Пропаганда в таком случае, естественно, рассчитана на молодежную среду, для чего начинается распространение серии товаров с нацистской и неоязыческой, рунической символикой (футболки с принтами, другие элементы одежды и аксессуары). 

Параллельно с реализацией узкоспециализированного товара идет стимулирование молодежи на совершение насильственных акций против людей другой национальности и веры. Нападения, избиения и убийства фиксируются на камеры и распространяются в Интернете. Примечательно, что распространяется это все анонимно, а в кадре лица участников полностью скрыты, что позиционирует насилие как веселое и безопасное для правонарушителей. 

Стоит отметить, что из-за совпадений в установках на идейно-мотивированное насилие и получение мифического вознаграждения за свои противозаконные поступки в загробном мире, становятся возможными переходы из одной радикальной идеологии в другую (например, некоторые неонацисты переходят в джихадизм). По сути, речь идет о молодых людях с определенным складом характера, имеющих проблемы с социализацией, не нашедших себе места в обществе, в итоге подбирающих себе радикальную идеологию (неонацизм или джихадизм) исходя из своих личных потребностей. 

Как же с этим бороться? Конечно, в первую очередь, необходимо развития теолого-богословского уровня. Однако есть иной момент – нужно достижения богословской составляющей проецировать на наше население. Обычный мусульманин сегодня часто ищет не сложных богословских конструктов, а хочет простым понятным языком увидеть, что есть разрешенное, а что есть запрещенное. К примеру, Ислам – это бабушку перевести через дорогу, помочь человеку с ограниченными физическими возможностями. Это должны быть такие образы, которые останутся в сердце. 

"Ислам – единственная опора, чтобы не заблудиться"

Доцент Института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин, обратил внимание экспертов и участников круглого стола, что Интернет представляет собой серьезную нервную систему, которая на сегодняшний день находится в процессе отстройки. 

- Эмоциональная тупость, отсутствие сопереживания, терпимость к бедам (чему способствует вывод их в тираж) – все это приводит к, мягко говоря, печальным последствиям. Первые результаты мы уже с вами можем наблюдать сейчас. Если дальше так и будет продолжаться, то нас ждет социальная шизофренизация планеты. 

По мнению эксперта, корень проблемы нужно искать не в обществе, а в личности. Достаточно взглянуть на современную молодежь – в погоне за лайками юноши и девушки превращаются в "режиссеров", "звезд", "журналистов" и "блоггеров". 

- В данном контексте Ислам – единственная опора, чтобы не зависнуть в виртуальном пространстве. Нужно преподавать гуманистическую теологию, необходимо ввести обучение школьников о работе в сети, именно о работе, а не бесполезном времяпрепровождении. 

Говоря о "плюсах" и "минусах" социальных сетей и Интернета в целом, о продуктивной работы во Всемирной паутине нельзя оставить без внимания работу средств массовой информации, которые участвуют в формировании среды. Как отметила заведующая кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ Светлана Шайхитдинова, здесь существует три проблемы. Во-первых, к сожалению, на сегодняшний день вся работа по профилактике экстремизма и терроризма приобрела глубокую политическую и идеологическую окраску. Причем зачастую враг ищется во вне, вместо того, чтобы анализировать микроклимат в обществе. Другой момент – виновность/невиновность СМИ. 

- Не может быть четкого определения виноватого. Сложные проблемы отодвигаются на задний план в поисках виновного. С другой стороны, профилактическая работа, даже проводимая журналистами, требует своеобразной отчетности, цифровых показателей. Однако стоит помнить и о социальной ответственности работников медиа сферы. Нужно решать вопрос системно, закрывать имеющиеся белые пятна. 

Здесь крайне важно понимание журналистом, что и как надо писать на религиозную тематику. Нужно детально разбирать, показывать, что есть Ислам и псевдо-Ислам, раскрывать истинные, гуманные ценности Ислама через отдельно взятые области. Нужно писать о духовном, к примеру, о семье, о важности любви к Родине. Надо уходить в практики веры, в другие дискурсы, чтобы максимально нейтрализовать воздействие деструктивных групп и их идеологий. При этом нужно учитывать, что аудитория, особенно молодежь, реагирует не на сам смысл материала, а на ключевые слова. 

"Нужно не противодействовать, а заполнять вакуумы" 

- Мы должны строить свою работу не на противодействии, а на лидирование и формировании общественного мнения, - уверен депутат Государственного Совета РТ, директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов. – Надо подключать наше научное сообщество, которое предоставляет информацию о существующем градусе в обществе. В результате мы видим имеющиеся вакуумы, которые и заполняют приверженцы радикальный движений. Здесь, как мне кажется, нужно увеличивать количество публикаций в Интернете, написанных простым, понятным языком. В случае, если нам дают одну единицу негативного материала, мы должны в ответ выдать десять этих единиц. 

К слову о достоверности предоставляемой информации. Отдельно здесь встает проблема с информацией в популярном среди молодежи и более взрослого поколения ресурсе Википедия, где зачастую информация абсолютно недостоверна. 

Резюмируя работу круглого стола, Ильдар Галиев, руководитель Аппарата антитеррористической комиссии, обратил внимание собравшихся, что часто те, кто ушел в деструктивные культы, либо получили детскую травму, либо не нашли точку опоры в трудный период жизни. Как результат – провалились в радикальную среду. 

- Мы должны не бить в колокол, а понимать дальнейшие тенденции развития деструктивных организаций. Есть определенный набор адаптивных механизмов и технологий. А религия – это существенный ресурс для заполнения образовавшегося вакуума. 

Помимо заполнения пустоты, нужно готовить не лидеров, которым после некуда себя подать с их завышенными требованиями, а таких "драйверов", которые сами будут ставить перед собой цели, достигать их, реагировать и преодолевать конфликтные ситуации. Также неплохо бы выработать определенные методические рекомендации по работе в виртуальном пространстве, с которыми бы преподаватели знакомили школьников. 

Результатом круглого стола станет создание памятки для медиа-специалистов, в которой будут изложенные основные принципы работы специалистов медиа сферы в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Планируется, что памятка будет размещена на официальных интернет-ресурсах ДУМ РТ и ИД "Хузур". 

Ильмира Гафиятуллина




Источник: Ислам сегодня
Остальное по теме "Исламские конференции, семинары и круглые столы":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений