Таджикикистан на пути в ЕАЭС

30.05.2019 14:12:24
Таджикикистан на пути в ЕАЭС


Часть первая.
Некоторые политические аспекты вступления Таджикистана в ЕАЭС

Воспользовавшись тем, что 17-18 апреля состоялся официальный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Москву, хотелось бы акцентировать внимание читателей на некоторых современных межгосударственных проблемах Таджикистана и России в свете вступления Таджикистана в ЕАЭС.

Экспертные круги едины во мнении, что современные отношения Таджикистана и России можно разделить на два периода.

Первый период - с момента объявления государственной независимости Таджикистана в сентябре 1991 года по сентябрь 2001 года.

И второй период - с сентября 2001 года по настоящее время.

Террористические акции 11 сентября 2001 года в США в корне трансформировали международную политику. С начала действий антитеррористической коалиции в Афганистане место и роль ЦА в мире приобрели международное стратегическое значение.

Американцы рассматривали богатый стратегическими источниками энергоресурсов регион как важный плацдарм в будущем противостоянии с Китаем.

З. Бжезинский, разработчик теории мировой гегемонии США, в свое время отметил, что цель Америки в ЦА - быть главным игроком. И в этой борьбе американцы поступательно укрепляли свои позиции, сужая в регионе геополитическое влияние России.

С этого момента у Таджикистана появилась возможность интенсивно развивать западное внешнеполитическое направление. Интерес к Таджикистану проявили как США, так и страны Евросоюза, включая различного рода международные военно-политические блоки.

Таджикистан стал активным участником антитеррористической коалиции.

Даже заговорили о возможном открытия на территории республики военных баз некоторых западных государств - членов НАТО.

Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года и создания под эгидой США "глобальной антитеррористической коалиции" узбекская авиабаза Карши-Ханабад была передана в распоряжение министерства обороны США с целью осуществления авиационной поддержки операций на территории Афганистана.

Отметим, что первый раз Узбекистан вышел из состава Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 1999 году. В этот период Ташкент участвовал в деятельности ГУУАМ – антироссийского блока, в состав которого также входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия.

Россия, как страна, которая имеет стратегические интересы в регионе ЦА в целом, так и в Таджикистане в частности, пыталась активизировать свою деятельность в республике. Обещания инвестиций в строительство Рогунской ГЭС Россия давала Таджикистану дважды.

В первый раз – в 1994 году на уровне правительства.

Во второй раз – в 2004 году, когда были подписаны соглашения, согласно которым российская компания РУСАЛ должна была вложить более 2 миллиардов долларов в строительство Рогунской ГЭС и возведение нового алюминиевого завода. 

Одновременно с этим, по мнению таджикских экспертов, Россия в то время, используя тяжёлое экономическое положение республики, начала "бить" по самому уязвимому месту: по таджикским трудовым мигрантам. Таджикские трудящиеся мигранты стали объектом гонений, унижений, издевательств на территории России.

Можно утверждать, что на таджикско - российские отношения свое негативное влияние оказали трудности в реализации совместных гидроэнергетических проектов, а также сближение России с Узбекистаном, с которым у Таджикистана в то время были напряженные отношения. Ислам Каримов долго и терпеливо призывал Москву отказаться от планов сооружения Рогунской ГЭС на таджикской территории.

С того момента, как США потребовали от властей Узбекистана проведения независимого расследования майских событий в Андижане, произошедших в начале июля 2005 года, на саммите Шанхайской организации сотрудничества была принята декларация с призывом к США рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания американских военных в Киргизии и Узбекистане. Каримов не был готов к тому, что США и Евросоюз начнут массированную пропагандистскую атаку против него, обвинив в "жестоком подавлении мирного протестного движения". Евросоюз и Конгресс США ввели санкции против Узбекистана. И тогда Узбекистан вновь пошел на сближение с Россией, вступив в ОДКБ.
29 июля 2005 года МИД Узбекистана заявил, что американцы должны будут покинуть военную базу в течение полугода.

В октябре 2005 года государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетившая Киргизию, договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу Манас в Киргизии. Отметим, что президент Киргизии пришёл к власти в 2005 году на волне "Революции тюльпанов" против правительства Аскара Акаева.

21 ноября 2005 года авиабазу в Узбекистане покинул последний американский самолёт. И с 2006 года базу начали использовать российские войска для оперативного наращивания и развёртывания вооружённых сил в Центральной Азии в связи с возвращением Узбекистана в ОДКБ.

Москва, стараясь не обидеть президента Узбекистана Ислама Каримова, который после подавления андижанских волнений в 2005 году обиделся на Запад и повернулся к России, воздержалась от реализации своих обязательств по инвестициям на строительство Рогунской ГЭС.

По мнению таджикских экспертов "экономические проблемы стали, скорее, следствием политических разногласий". Последние начались после резкого сближения России с Узбекистаном, начиная с 2005 года.

Отметим, что в период с 3 по 5 февраля 2011г. скандально известный сайт WikiLeaks опубликовал серию депеш американских дипломатов о Таджикистане. 

Два из них докладывают о переговорах бывшего посла США Ричарда Хоугланда с бывшими на тот момент послом Таджикистана в США Хамрохоном Зарифи и первым зам. председателя ПИВТ Мухиддином Кабири в конце 2005 года. 

Хоугланд
пишет, что в дни своего отпуска посол Таджикистана в Америке 19 октября 2005 года был гостем посольства США В Душанбе. Хоугланд смог объяснить Зарипову, что главной проблемой Таджикистана является Россия, которая всячески пытается препятствовать возрастающему влиянию США в этом регионе.

Визит Райс в Душанбе был также обсужден на встрече Хоугланда с первым зам. председателя ПИВТ Мухиддином Кабири 22 ноября 2005 года.

Кабири приветствовал эти визиты со стороны американского госсекретаря, посетовав на то, что, к сожалению, эта тема не была освещена государственными СМИ Таджикистана. 

Американский дипломат на встрече с Кабири заявил, что Райс передала правительству Таджикистана о пожелании США видеть ПИВТ на политической сцене страны стойкой и активной.

Кабири во время встречи сетовал на то, что власти Таджикистана очень много говорят о демократии, но на самом деле видят в ней опасность и всячески нарушают демократические нормы. 

Посол Хоугланд пишет, что Кабири это тот "политик, которому нужно поле деятельности, но Рахмонов ему такой возможности не даст". Именно поэтому Запад должен задуматься о более безопасных путях его поддержки и презентации, которые не должны ограничиваться лишь семинарами и конференциями.

Из этого следует вывод, что Запад в лице руководства США еще тогда в 2005 году выбрал Мухиддина Кабири в качестве противовеса руководству Таджикистана и антииранского агента для далеко идущих своих геополитических интересов в ЦА.

С этого момента начался новый этап в политической деятельности Кабири под патронажем и поддержкой западных стран.

В октябре 2009 г. со стороны США и Евросоюза эмбарго и другие ограничения в отношении Узбекистана были сняты. Одновременно Узбекистан стал проводить политику по укреплению военного сотрудничества с США. Еще в 2009 году Ташкент и Вашингтон вели переговоры об открытии в Узбекистане военной базы. Было подписано двустороннее соглашение о военном сотрудничестве. Налицо была попытка Ташкента заигрывать с Вашингтоном. Причем сближение с США происходило на фоне осложнения отношений Узбекистана с партнерами по ОДКБ, и прежде всего – с Киргизией и Таджикистаном.

В свете готовящегося в 2014 году вывода войск НАТО из Афганистана, администрация Обамы планировала оставить часть своей техники и вооружений на территории Узбекистана. Ташкент вроде бы был не против. Но как члену ОДКБ ему пришлось бы согласовывать этот шаг с другими странами-членами этой организации. Ссылаясь на то, что "деятельность организации не соответствует интересам Узбекистана", 28 июня 2012 года Ташкент обнародовал ноту о выходе из ОДКБ.

Аналитики посчитали демарш Узбекистана результатом слабой политики России в этом регионе. Выход Узбекистана из ОДКБ отражал ещё одну волну укрепления позиций США и НАТО. По мнению аналитиков выход Ташкента из ОДКБ означал его переориентацию на США и НАТО.

В эти годы англосаксы резко усилили свою дипломатическую активность в Узбекистане. Кроме того, в Узбекистане были запущены несколько крупных экономических проектов с участием американских компаний, нацеленных на перехват инициативы в деловой сфере у России.

Руководство Узбекистана продолжало курс на конфронтацию и использование экономических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов давления в целях принуждения руководства Таджикистана к принятию выгодных Узбекистану решений. Узбекский газ также превратился в постоянный инструмент политического давления на Таджикистан. Был демонтирован участок железной дороги со стороны Узбекистана.

С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз. 18 ноября 2011 года президентами этих стран была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Одновременно с этим из-за дела российских летчиков ухудшились отношения Таджикистана и России. Дело об аресте лётчиков в Таджикистане возникло в марте 2011 года. Командирами экипажей были Владимир Садовничий (гражданин России) и Алексей Руденко (гражданин Эстонии). Суд над ними начался в октябре 2011 года. Прокурор требовал назначить им 13 лет лишения свободы. 8 ноября 2011 лётчиков российской авиакомпании осудили на 8,5 лет колонии строгого режима. Россия назвала приговор лётчикам "необоснованным" и "политически ангажированным".

Через несколько дней после вынесения данного приговора было задержано порядка 300 граждан Таджикистана, работавших в городах России. 11 ноября директор ФМС РФ Константин Ромодановский объявил о высылке из России 100 таджикских граждан, незаконно находящихся на территории России. 10 ноября в Москве за нарушение миграционного законодательства были задержаны ещё 134 гражданина.

14 ноября того же года президент России Дмитрий Медведев призвал своего таджикского коллегу к диалогу по вопросу "дела лётчиков". 17 ноября Госдума РФ осудила приговор пилотам Ан-72 и потребовала их освобождения из тюрьмы Таджикистана. 24 ноября освобождённые пилоты вернулись из Таджикистана домой. 
 
Об ухудшении российско-таджикских отношений в последующие годы наглядно продемонстрировано в статье Виктора Мартынюка от 14.11.2011 г. "Мелочная агрессивность по отношению к Таджикистану на руку Вашингтону".

Вот как комментировал это тогда российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, лидер Движения развития, председатель наблюдательного совета российского Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

"В целом, всё это очень грустно, потому что лично я вижу здесь большой позор нашей великой страны. Зачем столько мелочной агрессивности по отношению к маленькому Таджикистану? Невозможно понять. Московская истерия вокруг этой истории, развёрнутая с участием высших должностных лиц российской власти, – это гигантский урон авторитету России, прямой удар по нашему союзнику Таджикистану и демонстрация полной нашей неадекватности вообще в деле решения международных проблем и особенно в столь чувствительном регионе, как Средняя Азия.

Таджикистану нет смысла усиливать напряжение в отношениях с Россией, но такой смысл есть у Вашингтона и Брюсселя".

Выход Узбекистана в 2012 года из ОДКБ ускорил процесс создания Евразийского экономического союза. 19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
Отметим, что Соглашение о продлении срока пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане до 2042 года было подписано 05 октября 2012 г. по итогам таджикско - российских переговоров на высшем уровне. Взамен Россия обязалась модернизировать таджикскую армию.

Министерства энергетики обеих стран подписали Соглашение о поставках нефтепродуктов, которое предусматривает ежегодные беспошлинные поставки 1 млн тонн нефтепродуктов.

В статье "Возвращающиеся из РФ гастарбайтеры могут разрушить спокойствие в Таджикистане" от 06.07.2013 года, опубликованной за несколько месяцев до последних президентских выборов Таджикистана в ноябре 2013 года, пишется: "Напряжённые отношения с Россией на фоне проблем во внутренней политике Таджикистана могут лишить Рахмона власти и разрушить стабильность в стране. Эта версия вполне оправдана высоким уровнем безработицы в республике и тем фактом, что фактически половина трудоспособного населения Таджикистана трудится в РФ.

У России также есть мощный рычаг давления: на территории РФ работает по меньшей мере 1 млн. таджиков, т.е. половина мужчин трудоспособного возраста Таджикистана. Их денежные переводы, в конечном счете, составляют половину ВВП".

29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.

Всемирный банк 1 сентября 2014 года опубликовал заключительный отчет, в котором говорится, что в целом "проект Рогун" не принесёт каких-либо серьёзных экологических последствий, которые помешали бы строительству ГЭС.

Безопасное строительство, с учетом конструктивных изменений, и эксплуатация плотины на территории Рогунской площадки, возможно. Этот проект - часть более экономичного решения по удовлетворению спроса на электроэнергию в Таджикистане, чем любая из альтернатив без Рогунской ГЭС. Таковы основные выводы группы экспертов Всемирного банка по проекту строительства гидроэлектростанции. После этого Министерство иностранных дел РФ поддержало проект строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане.

Таджикские эксперты так оценили это решение: "Поддержка Россией проекта Рогунской ГЭС звучит в то время, когда в отношениях Москвы и Ташкента наступила некоторая напряжённость. Президент Узбекистана Ислам Каримов был одним из немногих постсоветских руководителей, которые в ходе последних событий февраля 2014 года вокруг Украины выступил за территориальную целостность Украины и подверг сомнению основные цели недавно созданного Евразийского союза.

Таджикистан несколько раз становился игрушкой в спорах Москвы и Ташкента, и каждый раз с налаживанием отношений между Москвой и Ташкентом Россия забывала своего "стратегического" партнёра. Это неожиданное заявление о поддержке проекта Рогунской ГЭС по мнению таджикских экспертов был посланием Москвы Ташкенту, и после очередного примирения с Каримовым Владимир Путин в очередной раз предаст забвению Таджикистан и проект Рогунской ГЭС. Естественно, до очередного ухудшения отношений Москвы и Ташкента".

Попытки Душанбе найти зарубежного инвестора для возведения Рогунской ГЭС с 1994 года не увенчались успехом. После всех этих неудачных попыток привлечения зарубежных инвесторов правительство Таджикистана в 2010 году начало самостоятельно достраивать этот судьбоносный объект.

Правительство Таджикистана 1 июля 2015 года подписало с итальянской компанией Salini Impregilo SpA соглашение о достройке Рогунской ГЭС. По заявлению таджикских властей, общая сумма соглашения составит 3,9 миллиардов долларов. Только на строительство плотины водохранилища потребуется 1 миллиард 950 миллионов долларов. Итальянская компания заявила, что запустит первую очередь гидроузла уже в 2018 году.

Известно, что в ходе визита Президента Владимира Путина 10 декабря 2014 года в республику Узбекистан между сторонами подписаны несколько соглашений, в частности, соглашение об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств. По данному договору Россия списывает Узбекистану 865 млн долл. из общей суммы задолженности в 890 млн долл.

Таджикские эксперты опасаются, как бы эти взаимовыгодные отношения России с Узбекистаном отрицательно не отразились на российско-таджикских отношениях, ибо такое отношение руководителей России к Таджикистану через призму интересов Узбекистана просматривается ещё со времён СССР и продолжается по сегодняшний день.

Политическая поддержка и крупные финансовые инвестиции со стороны России в ходе реализации Программы модернизации Таджикистана могли бы стать доказательством позитивного отношения России к Таджикистану. Такая политика откроет новую взаимовыгодную эру в отношениях двух государств и их народов и одновременно снимет все препятствия на пути вступления Таджикистана к ЕАЭС.

*мнение редакции может не совпадать с мнением авторов

Хоким Мухаббатов,

 Председатель Национального движения Таджикистана, автор книги "Воля к свободе"

Ибадуллаева  Мавжигуль Акобировна,

 Президент Международного фонда мусульманки мира против наркотиков, экстремизма, насилия и терроризма.




Источник: Ислам и общество
Остальное по теме "Национальная политика":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений