Совет муфтиев России в деле строительства новых мечетей II

16.02.2017 17:21:31
Совет муфтиев России в деле строительства новых мечетей II


продолжение, первая часть тут

Лидеры Совета муфтиев России о будущем московской Соборной мечети

Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что соборная мечеть Москвы не будет демонтирована в ходе реконструкции, которая в настоящее время ведется. "Московская соборная мечеть не будет разрушена, куда-то вынесена, она будет реконструирована и улучшена", - сказал муфтий на пресс-конференции, состоявшейся во вторник в центральном офисе агентства "Интерфакс – май 2011 года" (31).

То, что строящуюся мечеть называют "новой", нередко вызывает недопонимание, возникает резонный вопрос: неужели ради строительства новой мечети придется пожертвовать существующей? Ни в коем случае, - успокаивает Дамир Гизатуллин. - Разрушать мечеть никто не собирается и даже более того: ее работа не будет приостановлена ни на один день.
Дамир Гизатуллин, первый заместитель председателя ДУМЕР (32).

Уникальность нашей мечети в том, что за все 102 года своего существования у нас ни разу не закрывались двери. Даже во время революций, Великой Отечественной войны, коммунистическо-атеистического периода. Так что наша мечеть ни на один день не закроется!
Мансур Шакиров, советник председателя СМР  (33).

Главный редактор главной газеты СМР "Ислам Минбэре" Дамир Хайретдинов в августе 2011 года сделал интересное заявление (34), которое потом было вычищено из текста, но сохранилось в более ранней его статье. "Разрушения мечетей воспринимались мусульманами не просто как святотатство, но как духовный знак, символизирующий приближение Ахир Заман (татарская фраза, составленная из арабских слов, означающая "Последние Времена" - перед Концом Света)", - писал он в бытность своей работы в Исламском конгрессе России (35). А еще он указывал среди главным проблем российской уммы "безумные планы по строительству неких аналогов храма Христа Спасителя вместо вкладывания финансов в исламские СМИ федерального масштаба и инновационные технологии" (36).

Ученик Хайретдинова Дамир Мухетдинов, к 2011 году ставший первым заместителем Равиля Гайнутдина, высказался еще откровеннее. "Оппоненты муфтия, проводящие намазы по "собачьим" павильонам, сегодня на первый план выносят тезис о "сносе" мечети, некоторые даже осмелились взять на себя грех "такфира" и предпочитают молчать о том, что Равиль-хазрат взял на себя колоссальную ношу – строительство в самом центре Москвы мечети, которая решит для Москвы и москвичей проблему заполненных молящимися дворов. Старая мечеть разрушалась и даже в случае "спасения" методом консервации не могла бы служить ни "духовным ориентиром", ни "культурным светочем" (37).

В сентябре 2011 года московская Соборная мечеть была закрыта для посещения и обнесена забором. Лидеры крупнейших мусульманских центров России поспешили выступить с совместным заявлением: 

"На протяжении нескольких лет председатель Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Равиль Гайнутдин ввергает российскую мусульманскую умму в различного рода смуты то политического, то религиозного характера. 
 
В преддверии Ураза-байрама среди мусульман Москвы и страны прошла информация том, что после окончания поста в Москве начнут сносить историческое здание Московской Соборной мечети (Выползов переулок, д. 7). Это подтвердилось во время праздничной проповеди, где глава так называемого "Совета муфтиев России" объявил о скором сносе мечети. 
 
Вопрос о сносе исторического культового здания в Москве будоражит умы мусульман не первый год. Печально то, что инициатором сноса является не какой-то потомок богоборцев, взрывавших в 30-е храмы традиционных конфессий или сносивших минареты татарских мечетей на российских просторах, а человек, носящий высшее духовное звание - муфтий. Человек, покушающийся на разрушение храма Божьего, является богоотступником, так же, как и его партнеры, поддерживающие такую идею. Поэтому они утратили доверие мусульман России. 
 
Сердцем не принять и разумом не понять то, что делает председатель ДУМЕР Р.Гайнутдин. То в нарушение всех канонических заповедей своим постановлением "отлучает" от Ислама своего духовного наставника и учителя муфтия Т.Таджуддина, то пытается раскачать межнациональное равновесие в стране, обвиняя коренное население в беспробудном пьянстве, и, наконец, на протяжении нескольких лет держит татарскую общину в Москве в нервном напряжении, громогласно заявляя о том, что историческое здание Московской Соборной мечети неправильно ориентировано на Мекку, поэтому оно не представляет исторической ценности. Далее он указывает на схожесть архитектуры мечети с внешним видом Московской хоральной синагоги... 
 
Но это не повод сносить храм. Ориентация мечети на Мекку поправляется внутренним расположением михраба и ковров. Вероятно, Р.Гайнутдин забывает, что культовые здания в императорской России проектировались централизованно, порой в разработке проектов принимали участие одни и те же специалисты. Мозаичные изображения Московской хоральной синагоги удивительно напоминают мозаику дамасской мечети Омейядов, где ожидается второе пришествие Иисуса (мир ему), и где находится голова Яхйи (Иоанна Крестителя, мир ему). Неумелые мысли, подталкивающие на размышление о том, что московская мечеть похожа на синагогу, способны вновь омрачить мусульманско-иудейские отношения в современной России, привести к всплеску антисемитизма в среде малообразованных представителей общества. 
 
Настораживает тот факт, что Р.Гайнутдин взял курс на детатаризацию московского Ислама. Рьяные попытки Р.Гайнутдина расправиться со зданием Московской Соборной мечети, представляющей собой образец татарской культовой архитектуры начала ХХ века, звучащие в последнее время из его уст слова, превозносящие заслуги иных мусульманских культур и умаляющие заслуги татарского народа в деле служения российскому Исламу, наталкивают на мысль о том, что он потерял связь с реальностью и со своими собственными корнями.
 
Удивляет то, что председатель ДУМЕР Р.Гайнутдин игнорирует обращения и просьбы своих соотечественников и братьев в Исламе самого различного уровня, начиная с президента Республики Татарстан, Муфтиев регионов России, председателя Всемирного конгресса татар, и заканчивая простыми верующими. А просьба у всех одна: не трогать здание Московской Соборной мечети.
 
Историческое здание Московской Соборной мечети не представляет интерес только для неоваххабитов и неосаляфитов. Ведь для них намоленность определенного места - всего лишь пустой звук. Вполне возможно, что примером для подражания для Р.Гайнутдина является снос всего религиозного исторического наследия в Высокочтимой Мекке. 
 
Какие интересы преследует Р.Гайнутдин в попытках снести здание мечети? Какие взаимоотношения ждут москвичей без опоры на сложившиеся столетиями в стенах Соборной мечети идеи диалога конфессий. Готовы ли разрушители мечети гарантировать последовательность исторического курса дружбы народов? Несомненно то, что это не замысел одного Р.Гайнутдина, а целенаправленная попытка раскачать внутриконфессиональную ситуацию в российской умме. Это также попытка внести раскол в межнациональные отношения в многонациональном мусульманском сообществе России.
 
Настоящим мы призываем руководство Российской Федерации, руководство города Москвы, руководство Республики Татарстан, Всемирный Конгресс татар, региональные татарские автономии, общественных и религиозных деятелей России возвысить голос в защиту татарского, а значит, российского мусульманского наследия. Сегодня, в эпоху борьбы с религиозным экстремизмом, как никогда важно сохранение зримого наследия российского национального Ислама. Государство, власть, оказывающие столь огромную поддержку российскому Исламу, вправе потребовать от Р.Гайнутдина отказаться от безумных попыток снести историческое здание Московской Соборной мечети. Мы также призываем Д.Мухетдинова, Р.Аббясова, других молодых компаньонов Р.Гайнутдина, бизнесменов и меценатов, если они желают сохранить свою непоколебимую Веру-Иман, отмежеваться от его заявлений и попыток нанести ущерб интересам татарского мусульманского народа России. В ином случае все окружение Р.Гайнутдина будет связано геростратовым решением Р.Гайнутдина и предстанет пред Всевышним как разрушители Его дома. Одумайтесь, что вы скажете в День Суда перед Всевышним Создателем?!

Талгат Таджутдин, шейх-уль-ислам, верховный муфтий, председатель ЦДУМ России; 

Жафяр Пончаев, муфтий, глава Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России; 

Джафяр Бикмаев, муфтий Ростовской области; 

Альбир Крганов, муфтий, первый зампред ЦДУМ, глава ДУМ ЧР, Москвы и Центрального региона; 

Тагир Саматов, муфтий, первый зампред ЦДУМ, глава Ханты-Мансийского автономного округа; 

Назымбек Ильясов, муфтий Астраханской области; 

Ринат Раев, муфтий Челябинской и Курганской областей, ректор Российского исламского университета; 

Шафиг Пшихачев, генеральный представитель КЦМСК в Москве, руководитель Международной исламской миссии; 

Мухаммад Рахимов, председатель РАИС, муфтий Ставропольского края; 

Мухаммедгали Хузин, председатель исполкома РАИС, муфтий Пермского края;

Фарид Салман, муфтий, глава Совета улемов РАИС; 

Сибгатулла Сайдулин, муфтий, председатель ДУМ Урала; 

Шавкат Авясов, глава Исламского объединенного центра мусульманских организаций России; 

Асхат Шафигуллин, заместитель председателя, председатель совета старейшин Исламского объединенного центра мусульманских организаций; 

Мухамет Галлямов, член президиума движения "Российское исламское наследие", председатель Конгресса мусульманской интеллигенции России; 

Мирфатых Закиев, член президиума движения "Российское исламское наследие", 

Шаукат Богданов, член совета "Российское исламское наследие
"(38) .

Но это заявление не спасло мечеть. 107-летнее здание было показательно уничтожено в день 10-летнего юбилея террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке и за два дня до столетнего юбилея внучки его строителя Салиха Ерзина Раузы Кастровой, активно протестовавшией против этого. Поводом для сноса мечети, из которой перед этим вынесли все ценное, включая розетки и стеклопакеты, стало обрушение одной из ее стен вследствие некоего "тропического ливня". Чтобы мечеть дальше не разрушалась, ее срочно снесли. СМР пытался оправдываться, обвиняя во всем некомпетентных дореволюционных строителей, похожесть мечети на синагогу, Ильяса Тажиева и форс-мажорные погодные условия. "Наиболее "захватывающей" частью проекта Тажиева было то, что новую мечеть он собирался строить фактически над старой. По "идее" архитектора, люди должны были приходить в старое здание молиться в то время, как над их головами отстраивается новое здание. С точки зрения обеспечения безопасности на строительном объекте - это нонсенс. С точки зрения обеспечения безопасности и здоровья простых людей, пришедших пообщаться со Всевышним, - это недопустимо. К тому же из-за того, что стройка затянулась, мечеть начала разрушаться сама, и ДУМЕР, как ее единоличный собственник, был вынужден экстренно прекратить моления в мечети и выполнить упреждающую разборку здания", - так они объясняли это Новой газете" (39).
 
Параллельно с эпическим расширением московской Соборной мечети руководство СМР ревностно следило за конкурентами и оперативно пресекало их попытки построить в Москве свои мечети. В конце 2005 года муфтий Равиль Гайнутдин получил письмо от первого заместителя председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомеда Албогачиева с просьбой помочь возведению мечети около Мусульманского кладбища Москвы. Этот проект уже получил поддерждку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, однако у главы СМР были свои соображения на этом счет. "В настоящее время в Правительстве Москвы рассматривается вопрос о строительстве Главного мусульманского храма России – Московской соборной мечети. Нам представляется, что не решив один главный мусульманский вопрос, мэрия вряд ли приступит к рассмотрению других мусульманских вопросов", - так ответил Гайнутдин Албогачиеву, прозрачно намекнув, что беспокоить столичные власти всякими несвоевременными инициативами не стоит (40).
 
За 6 лет до этого Гайнутдин пытался воспрепятствовать строительству шиитской мечети в Отрадном, о чем говориться в его письме мэру Москвы Юрию Лужкову. В нем он прогнозировал, что новая мечеть может стать очагом напряженности и внутриконфессионального противостояния, поскольку "мусульманские храмы всегда были центрами единения верующих вне зависимости от деления мусульман на шиитов и суннитов" (41).
 
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что московские власти старались идти мусульманам навстречу и предоставили достаточное число землеотводов под мечети, однако ни один из них не был использован по назначению. Главные причины этому две – халатное оформление проектной документации и организация сбора средств, а также противодействие муфтия Равиля Гайнутдина, который воспрепятствовал как минимум четырем таким проектам – мечети в районе улицы 1905 года, Исламского культурного центра на ул. Островитянова, кавказской мечети на шоссе Энтузиастов и кавказской мечети рядом с Мусульманским кладбищем. Очень странной выглядит история и с попыткой строительства дома для сотрудников ДУМЕР вместо мечети в Строгино. 
 
В настоящее время шансы СМР построить новые мечети в Москве минимальны – в марте 2013 года мэр столицы Сергей Собянин недвусмысленно выразил свою позицию по этому вопросу, подчеркнув, что толпы молящихся вокруг московских мечетей на мусульманские праздники на 90% состоят из гастарбайтеров, а местным мусульманам имеющихся мечетей вполне хватает. "Строить мечети в Москве для всех желающих, со всей страны - это перебор", - заявил он журналистам, уточнив, что никакие мечети городские власти строить не намерены (42). Со своей стороны, будущий вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин уточнил, что большую часть вышеупомянутых гастарбайтеров свозят к мечети специально – с целью запугивания и шантажа властей (43). 
 
Тем не менее, после каждого праздника представители СМР вспоминают о своем желании построить по мечети в каждом из административных округов Москвы. При этом острота проблемы тысяч молящихся на асфальте вокруг мечетей постепенно понижается – свои результаты дали меры московских властей и муфтия Альбира Крганова по распределению мусульман на разных площадках в разных частях города – выставочных центрах, стадионах и других мест, предназначенных для большого числа людей. И это несмотря на критику такой инициативы со стороны СМР (44). 
 
Новое здание московской Соборной мечети, несмотря на постоянные переносы сроков сдачи в эксплуатацию, рано или поздно будет достроено, однако астрономические суммы, потраченные на этот проект вряд ли можно считать большим достижением для интересов мусульманского сообщества в целом. 
 
В Подмосковье дела СМР обстояли получше. Первая мечеть в Московской области была построена в 1997 году в Солнечногорске, за ней последовали мечети в Звенигороде, Орехово-Зуево, Щелково, Наро-Фоминске и Ногинске. В 1999 году у мусульман Московской области начались первые проблемы с властями, которые не всегда с пониманием относились к планам строительства новых мечетей. Звучали обвинения и в адрес православного духовенства Московской епархии, якобы препятствовавшему строительству мечетей в Коломне, Наро-Фоминске и Сергиевом Посаде. На самом деле главными противниками строительства мечетей в этих городах выступали их администрации, небезосновательно опасавшихся неудовольствия своих православных горожан, а также враждебные Гайнутдину имамов, которых в Московской области насчитывалось весьма немало (45). 
 
Построить мечети в Коломне и Сергиевом-Посаде у СМР действительно не получилось, причем в последнем случае переоборудованный в молельный дом коттедж местный мусульман лидер Арслан Садриев решил выставить на продажу из-за отсутствия необходимого числа прихожан (46). 
 
В других регионах Центрального федерального округа дела обстояли совсем иначе. Исторические мечети там сохранились в Тверской, Ярославской и Рязанской областях, однако со строительством новых мусульманских храмов дело не заладилось. Единственными новыми мечетями там стали ивановская Соборная и несколько небольших мечетей в татарских селах Рязанской (Азеево, Бастаново) и Тамбовской областей (Энгуразово), в то время как попытки построить мечети в Туле, Тамбове, Орле, Воронеже, Курске и других крупных городах успеха не имели. Особенно активные попытки на этом направлении были предприняты в Тамбове, однако ни к каким результатам они не привели (47). 
 
В Северо-Западном федеральном округе ситуация складывалась аналогично. Представители СМР собирались построить мечети в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Мурманске, Калининграде, Череповце и Архангельске, однако успеха добились только в Вологде. 
 
В местах компактного проживания мусульман у СМР дела в целом обстояли неплохо – в ДУМ Республики Башкортостан было построено мечетей больше, чем во всех остальных муфтиятах Совета муфтиев (48), без проблем строились мечети в Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Кировской областях и Мордовии. За Уралом ситуация обстояла по-разному - ДУМАЧР спокойно строил мечети в Тюменской, Омской, Томской и Кемеровской областях, а также в Хабаровском, Красноярском и Забайкальском крае, Республиках Якутия и Алтай, однако в целом ряде регионов его инициативы вызвали скандалы и реализованы не были. 
  
Особенно памятной оказалась история со строительством исламских объектов в Екатеринбурге. Аширов и Ниязов добились аудиенции у губернатора области Эдуарда Росселя, который одобрил их инициативу строительства в Екатеринбурге крупного исламского центра. Взамен лидеры ДУМАЧР обещали привлечь в область инвестиции арабских бизнесменов и вообще сделать его "Уральской Меккой". 6 июня 1998 года в присутствии гостей из Саудовской Аравии, Ливии, Сирии, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов в екатеринбургском районе Эльмаш был торжественно заложен первый камень в основание исламского центра, в рамках которого предполагалось построить новую Соборную мечеть, медресе, гостиницу и ряд вспомогательных зданий (49).
 
В итоге строительство исламского центра так и не началось, а заложенный в его основание камень дальновидно вырыли и увезли, так как никаких документов на этот участок у ДУМАЧР не было. Через 8 лет Аширов опять попросил власти Свердловской области помочь со строительством в городе первой мечети, упирая на то, что в Екатеринбурге работает лишь два молельных дома на окраине города и нет ни одной полноценной мечети. Забывшие прошлую историю власти было согласились ему помочь, но тут представители Регионального ДУМ Свердловской области в составе ЦДУМ напомнили, что Соборная мечеть в Екатеринбурге действует уже десять лет, а еще одна большая мечеть достраивается (50). 
 
Таким образом, по строительству новых мечетей из четырех мусульманских центров федерального уровня СМР занимает последнее место, хотя в целом эта организация построила их немало. Проблемы со строительством мечетей имело не только СМР, однако в других централизованных организациях эти случаи были редки (ДУМ Ставропольского края в Пятигорске и Кисловодске, ЦДУМ в Калининграде). 
 
Касаясь культурной ценности мечетей СМР, то она определенно уступает главным мечетям других крупных централизованных организаций – мечети "Сердце Чечни" в Грозном, "Ляля-Тюльпан" в Уфе и "Кул-Шариф" в Казани имеют оригинальную для России архитектуру, расположены в удачных местах и могут считаться символами тех городов, где они построены. Главная же мечеть СМР расположена неудачно и подавляется громадой спортивного комплекса "Олимпийский" при том, что ее архитектурные достоинства весьма сомнительны. Можно со всей определенность сказать, что главными особенностями новой московской Соборной мечети станут рекордные затраты и сроки строительства. 


31     Муфтий Гайнутдин называет ложью информацию об угрозе обрушения соборной мечети Москвы Материал размещен по адресу: http://www.newsru.com/religy/22mar2011/gainutdin.html . Режим доступа свободный.

32     Соборную мечеть ждет грандиозная перестройка  // «Московский комсомолец», 2 мая 2006.

33     Романов М. Соборная России еще удивит весь мир. Материал размещен по адресу:   http://www.religare.ru/2_30031.html . Режим доступа свободный.

34     Хайретдинов  Д. Променяем мечети на стадионы? Материал размещен по адресу:  http://www.islamrf.ru/news/amal/analytics/17371/ . Режим доступа свободный.

35     Хайретдинов  Д. Мечети Москвы: история и современность.

Материал размещен по адресу:  http://mimbar.ru/novosti/mecheti-moskvyi-istoriya-i-sovremennost.html . Режим доступа свободный.

36     Ахметова Д. Результат 2007:1428. Материал размещен по адресу:  http://islamrk.ru/Stat_i/Veterani/Rezul_tat_2007_1428 . Режим доступа свободный.

37     Мухетдинов Д. В дни праздников мы все вместе…// Ислам Минбаре, №10, октябрь 2011.

38     Совместное заявление централизованных религиозных организаций РФ по вопросу сноса соборной мечети Москвы.  Материал размещен по адресу: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1132.  Режим доступа свободный.

39     Викулова Е. «Золотая» мечеть // Новая газета, 13 ноября 2011.

40     Ответ муфтия Равиля Гайнутдина на письмо муфтия Магомеда Албогачиева за исходящим номером 41 от 14.12.2005 // текущий архив Совета муфтиев России.

41     Письмо муфтия Равиля Гайнутдина мэру Москвы Ю.М.Лужкову за исходящим номером 214 от 28.06.99 // текущий архив Совета муфтиев России.

42     Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 1 марта 2013.

43     Рогозин: Когда мусульман свозят в центр Москвы на массовые молитвы - это демонстрация силы. Материал размещен по адресу:  http://www.newsru.com/religy/20oct2011/rogozin.html . Режим доступа свободный.

44     Хайретдинов Д. Променяем мечети на стадионы? Материал размещен по адресу:  http://www.muslim.ru/articles/98/1516/ . Режим доступа свободный.

45     Письмо председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина Президенту России Б.Н.Ельцину от 1 апреля 1999 года // текущий архив Совета муфтиев России.

46     Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 12 июля 2005.

47     Ильясов А.А. Глава города Тамбова А. В. Кондратьев: «Пока я здесь, мечети в Тамбове не будет». Материал размещен по адресу:  http://golosislama.ru/news.php?id=23123. Режим доступа свободный.

48     Хотя и и там не обошлось без проблем – так, в 2009 году Контрольно-счетная палата Башкирии выявила нецелевое расходование благотворительных средств, направленных на строительство Соборной мечети Уфы в размере 300 млн. руб.

49     Мишин. С. Мечеть без «крыши» // Трибуна, 17 сентября 1999.

50     В Свердловском муфтияте опровергают заявление Аширова о том, что Екатеринбурге нет ни одной полноценной мечети // «Интерфакс-Религия», 14 июня 2006. Материал размещен по адресу:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=12071 . Режим доступа свободный

 



Источник: Ислам и общество
Остальное по теме "Аналитика":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений