Совет муфтиев России в деле строительства новых мечетей

13.02.2017 00:38:52
Совет муфтиев России в деле строительства новых мечетей


Уважаемые читатели, публикуем первую часть статьи.

"В более чем десяти местах им дали строить мечети, но они не построили ни одной. Почему нам дают строить мечети и в Москве, и в других регионах, а им "не дают"?"

Муфтий Санкт-Петербурга Джафар Пончаев об успехах СМР в деле строительства новых мечетей
(1).

Для любой централизованной мусульманской организации одной из важнейших задач является задача строительства новых мечетей или молельных домов. Несмотря на очевидные успехи в этой сфере, число мечетей в Российской Федерации все еще заметно уступает их количеству на аналогичных территориях времен Российской империи, кроме того, в результате миграционных процессов география проживания мусульман значительно расширилась и в настоящее время охватывает все регионы России и все ее крупные города.

Естественно, что и СМР указал строительство новых мечетей в качестве одного из важнейших направлений своей деятельности. Ядром этой организации выступило ДУМ Центрально-Европейской части России с центром в Москве и именно столица стала приоритетным для СМР субъектом для возведения новых культовых зданий. Вначале ситуация этому вполне благоприятствовала – муфтия Равиля Гайнутдина и мэра Москвы Юрий Лужкова связывали дружеские отношения и столичные власти были готовы пойти на встречу мусульманской общине своего города. 

В начале 1997 года в Москве открылась первая мечеть Духовно-просветительского комплекса традиционных религий в Отрадном – суннитская "Ярдям" (впоследствии там же была еще построена шиитская мечеть "Инам"). Первоначально ее предполагалось передать ДУМЦЕР, однако муфтий Равиль Гайнутдин не смог договориться с владельцем комплекса Ряшитом Баязитовым о правах собственности на этот храм. В итоге Ряшит Баязитов передал отрадненскую мечеть верховному муфтию Талгату Таджуддину и стал склонять к переходу в ЦДУМ своих близких друзей – муфтия Нижнего Новгорода и нижегородской области Умара Идрисова и муфтия ДУМ Сибири Зулькарная Шакирзянова (2) . 

6 сентября 1997 года на Поклонной горе состоялось торжественное открытие Мемориальной мечети, на котором присутствовали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, мэр Москвы Юрий Лужков и другие высокопоставленные государственные и духовные лидеры. Мусульманское духовенство возглавил муфтий Равиль Гайнутдин, в то время как делегацию ЦДУМ во главе с верховным муфтием Талгатом Таджуддином даже не пропустили на церемонию открытия. 21 апреля 1998 года московское правительство передало Мемориальную мечеть ДУМЦЕР, что позволило Московскому муфтияту установить контроль над третьей московской мечетью (3). Из оставшихся трех две подчинялись ЦДУМ, а одна находилась в собственности иранского посольства. Впрочем, подавляющее большинство московских мусульман стекалось на молитву в центральные Соборную и Историческую мечети, в то время как Мемориальная, иранская и отрадненские пользовались гораздо меньшей популярностью.

Между тем мусульманская община столицы быстро росла и вскоре достигла размера в 500 тыс. человек не считая многочисленных мигрантов. Имеющиеся мечети были небольшого размера и вмещали всех желающих только во время обычных молитв, в то время как пятничные дни и дни главных мусульманских праздников все больше людей были вынуждены молиться за их пределами. Естественно, был поднят вопрос о строительстве новых мечетей. Власти Москвы охотно шли навстречу пожеланиям ДУМЕР по этому вопросу. Муфтий Равиль Гайнутдин неоднократно обсуждал эти вопросы с мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Например, 7 марта 2001 года он получил согласие на строительство мечетей в Зеленограде и Западном административном округе столицы, определив количество московских мусульман в один миллион человек, а количество мечетей – в 6 единиц. Попутно глава СМР выступил против передачи ЦДУМ здания бывшего Никольского монастыря, при том, что православные никак не отреагировали на эту инициативу (4).


Впрочем, число столичных мусульман и мечетей, по мнению СМР, было очень непостоянной величиной. Так, 4 июня 1998 г. на конференции "Исламская цивилизация в России сегодня – пути взаимодействия" муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что в Москве проживает 1 млн. мусульман; 16 апреля 2003 г. в интервью "Эхо Москвы» он упомянул, что в Москве насчитывает 1,5-2 млн. мусульман и открыто шесть мечетей, но в начале сентября 2005 года пересмотрел последнюю цифру, заявив, что в Москве действует всего четыре мечети, причем две из них расположены на территории посольств Ирана и Азербайджана. После опровержения этой информации азербайджанским посольством число мечетей уменьшилось до трех, зато число мусульман по сравнению с 2003 годом, по мнению руководителя этой организации, неожиданно резко выросло (5). 27 февраля 2006 года Равиль Гайнутдин в интервью "Московскому комсомольцу" говорил уже о трех миллионах московских мусульман (6). К весне того же года их численность выросла до 3,5 млн. Об этом 30 мая 2006 года в интервью "Московскому комсомольцу" заявил советник Равиля Гайнутдина по инвестициям Мансур Шакиров (7).

К 2009 году, по мнению муфтия, число мечетей в Москве достигло пяти, зато численность мусульман снизилась в два раза. "В Москве, где сегодня проживает около 2 миллионов мусульман, действует всего 5 мечетей", – заявил он 22 сентября 2009 года (8). К сентябрю 2010 года ситуация в мусульманской общине, по его мнению, опять изменилась – численность мусульман осталась прежней (1,5-2 миллиона), зато число мечетей сократилось до четырех (9). Наконец, в октябре 2010 года исламская община столицы совершила мощный рывок и увеличилась сразу до 4,5-5 млн. Во всяком случае, так утверждал заместитель Равиля Гайнутдина имам-хатыб Шамиль Аляутдинов (10). 

Тем не менее, при мэре Москвы Юрии Лужкове, за особые заслуги перед СМР награжденного орденом "Аль-Фахр" I степени и призывавшего к "созидательному джихаду", участки под мечети продолжали исправно выделяться (11) . Всего мусульманам было предложено от 8 мест. "По обращениям исламских организаций правительство Москвы помогало в подборе восьми земельных участков в разных округах города для размещения мусульманских культовых объектов. По разным причинам работа по этим участкам приостановлена самими религиозными организациями", - сообщил журналистам в 2010 году глава комитета столичного правительства по связям с религиозными организациями Михаил Орлов (12). В СМР эту информацию поспешили опровергнуть, однако факты свидетельствовали о правоте именно московских чиновников (13).

Об истории строительства мечетей в Москве в 90-е годы подробно написано в статье будущего ректора Московского исламского института Дамира Хайретдинова, которую он еще до тесной дружбы с Равилем Гайнутдином опубликовал в одном из своих энциклопедических словарей. Приведем ее целиком.

"Нереализованные проекты по развитию Ислама в Москве 1990-х гг.

Годы перестройки и становления независимой Российской Федерации – один из самых сложных и интересных периодов в истории нашей страны в целом и ее мусульманского сообщества в частности. С одной стороны, это годы огромного рывка вперед после десятилетий забвения религии, с другой – время огромных, но нереализованных по разным причинам возможностей. Среди важнейших причин нереализованности – отсутствие финансирования и административного единства в мусульманской среде, разрозненность элит и амбициозность отдельных лидеров; помимо этого, сам процесс исламского ренессанса в "Третьем Риме" вызывал и вызывает нервозность и раздражение многих влиятельных группировок во власти, религиозных и общественных организаций.

Изучение вопроса осложняется отсутствием достоверных сведений о них в источниках и литературе: большинство вопросов, связанных с развитием ислама в Москве, решалось и решается кулуарно, без обсуждения целесообразности и возможности достижения намеченного в широких кругах общественности. В связи с этим значительное число сообщений об этих проектах базируется на народной молве. 

В 1992 г. был известен проект бизнесмена арабского происхождения, руководителя организации "Аль-Марказ аль-Ислами" Османа Мансура о строительстве новой мечети в районе станции метро "Улица 1905 года". Проект остался нереализованным, встретив столь резкое возражение со стороны руководства ДУМЕР, что муфтий Р.Гайнутдин во время пятничной проповеди лично просил прихожан Соборной мечети подписать обращение к властям против данного строительства.

В 1999 году на официальном сайте СМР в разделе "Духовное управление мусульман Европейской части России – Московский муфтият" было упомянуто, что "на уровне мэра Москвы Ю.М. Лужкова принято решение о реализации грандиозного проекта по созданию Восточного гуманитарного Центра в Нагатинской пойме. Восточный Гуманитарный Центр будет представлять собой единый комплекс зданий и сооружений религиозно-культового назначения, (мечети и медресе), зала конгрессов, центра научных изысканий, мусульманского бизнес-клуба и др". Данный проект был предложен в 1995 году дружественным ДУМЕР Исламским культурным центром России, однако, как и подавляющее большинство аналогичных проектов этого центра, реализован не был(14).

В середине 1990-х годов в Москве были известны проекты по строительству мечетей в районе Строгино (на улице Исаковского) и в Восточном административном округе (ВАО). Вероятно, изначально место строительства мечети в ВАО было запланировано в районе Измайлово – традиционном месте проведения татарских сабантуев; в 1997 году среди московских мусульман ходили слухи о наличии землеотвода для ДУМЕР в этом месте. Однако ни подтверждений, ни опровержений этих слухов со стороны ДУМЕР не последовало. Параллельно в 1998-2001 годах дагестанская мусульманская община имени имама Шамиля согласовывала место строительства своей мечети, которое было отведено на улице Электродной в районе станции метро "Шоссе Энтузиастов". В справочнике "Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации" от 1999 г. проект строительства мечети в ВАО значится уже официально, а в 2003 году СМИ сообщали о том, что данное строительство уже начато. По одной из версий, проект не был реализован из-за разногласий между ДУМЕР и лидерами дагестанской общины Москвы: так, в марте 2007 года на круглом столе в Госдуме официальный представитель ДУМЕР не смог убедительно опровергнуть депутата Г.Махачева, который официально говорил о наличии у Московского муфтията землеотвода для этих целей на Шоссе Энтузиастов. Через три месяца муфтий ДУМЕР Р.Гайнутдин официально заявил, что планы строительства мечети им. имама Шамиля на Шоссе Энтузиастов начнут реализовываться с 2009 года, после окончания работ по расширению Соборной мечети.

Официальных объяснений о причинах срыва проекта мечети в Строгино, сбор денег, на строительство которой интенсивно в течение нескольких лет не позднее чем с 1995 года, не прозвучало; известен слух о том, что "вместо" мечети в Строгино была построена Мемориальная мечеть на Поклонной горе (хотя эти районы находятся в границах разных административных округов Москвы). Однако, судя по справочнику "Мусульманские духовные организации…", мечеть в Строгино все ещё оставалась в планах ДУМЕР и в 1999 году, когда Мемориальная мечеть уже функционировала. Строительство мечети по адресу ул. Исаковского, вл.25 было инициировано религиозным объединением мусульман "Минарет" (председатель – Наиль Бегичев, зам. председателя – Фоат Шагеев, имам – Аббес Имаметдинов), зарегистрированным там же, в Строгино, по адресу ул. Маршала Катукова, д.21-1. Об этом проекте как о "начатом строительстве" сообщали СМИ даже и в 2003 году, когда он окончательно превратился в виртуальный, а на официальном сайте ДУМЕР информация о "начатом строительстве" присутствует до сих пор.
Однако, судя по ряду документов, вместо мечети в Строгино в 2005 году должен был быть построен жилой комплекс площадью 7,2 тысяч квадратных метров "в целях обеспечения жилой площадью работников ДУМЕР" по адресу ул. Исаковского, вл. 8 (согласно распоряжению мэра Ю.М. Лужкова № 1393-РП). Жители района, поднявшие шум по этому поводу, получили уверения депутатов в том, что "в муниципальное собрание Строгино документов по данному строительству не поступало".

Параллельно этому проекту, согласно распоряжению Правительства Москвы от 16.11.2004 № 2312-РП, возвести жилой дом для работников ДУМЕР и "рядовых служителей мусульманского культа" предполагалось в другом месте – по адресу Карамышевская наб., вл. 18. В декабре 2006 года жители соседних пятиэтажек - "хрущевок", предназначенных под снос, вышли на пикет, требуя, чтобы при переселении этот новый дом предоставили им.

Нереализованными остались абсолютно все проекты Исламского культурного центра России (ИКЦР) во главе с Абдулом-Вахедом Ниязовым. Из них наибольший резонанс получили следующие:

1. закладка камня под строительство Исламского культурного центра (включавшего в себя и мечеть) в районе Коньково на ул. Островитянова летом 1994 года.

2. проект реконструкции района бывшей Татарской слободы в Замоскворечье 1995 год.

3. проект возведения Восточного гуманитарного комплекса в Нагатинской пойме 1995-196 годы.

Первый проект (о котором сам Ниязов сообщал в прессе: "Правительство Москвы выделило 3 гектара земли в южном районе столицы для постройки Мусульманского благотворительного комплекса") был сорван "выступлениями возмущенной общественности" и внезапно появившихся в Москве "казаков", что вызвало бурю эмоций в СМИ. Как оказалось, землеотвод не был согласован с рядом инстанций правительства Москвы, о нем не были поставлены в известность ни общественность, ни жители, ни религиозные деятели Юго-Запада столицы. Через несколько месяцев в Тропаревском парке был совершен православный обряд освящения родника, где позднее был водружен крест, и муссируемое в народе обсуждение строительства мечети получило новый контраргумент: на святой для православных земле не может быть мусульманского храма. Проект "канул в лету", хотя в прессе ещё несколько лет о нём говорили как о реальном; заместитель Ниязова Д.Сиражетдинов ещё и в середине 2000-х годов утверждал, что землеотвод на ул. Островитянова по-прежнему юридически состоятелен.

В качестве некой "компенсации" шумно обсуждавшемуся и бездарно сорванному проекту Исламского центра в Коньково в мусульманском простонародье позднее распространился слух о том, что мечеть в Юго-Западном округе все же была построена - вместо Коньково ее перенесли в район станции метро "Калужская". Эти два района находятся близко, и мечеть действительно была построена, только к российским организациям она не имела и не имеет ни малейшего отношения – эта часть территории резиденции иранского посла, и красивое здание мечети, видное из-за забора резиденции, не доступно посетителям.

Второй проект обсуждался руководством ИКЦР в ряде арабских посольств в Москве, но не получил широкой огласки, поскольку требовал масштабного финансирования. 

Третий проект также остался на бумаге, но, вместе с тем, он нашёл отражение и в ряде письменных источников; так, в справочнике "Мусульманские духовные организации…" от 1999 года о нём говорится как о проекте под эгидой ДУМЕР.

Нетрудно заметить, что предполагаемый эффект от проектов ИКЦР лежал в области политической либо финансовой.

В 1997-1998 годах организация "Замзам" получила землеотвод для строительства исламского комплекса в районе Текстильщики; в связи с тем, что её руководитель был объявлен пособником террористов, организация распалась, и дальнейшая судьба землеотвода неизветстна.

В 1997-1998 годах группа активистов из Зеленограда, впервые основавшая здесь курсы по обучению исламу и арабскому языку, объявила о намерении построить мечеть в этом отдаленном районе Москвы. Проект не был согласован с ДУМЕР и не получил его поддержки, оставшись нереализованным.

В 2003 году религиозное общество мусульман "Байт-Аллах" (базирующееся с 1999 года в мечети "Ярдям" в Отрадном) получило предварительное согласие городских властей для землеотвода под строительство мечети на севере Москвы по адресу: Дмитровское шоссе, вл.157. Однако отсутствие финансирования не позволило обществу выполнить даже проектную документацию.

Среди последних проектов по развитию ислама в Москве – строительство мечети в Бутово. О намерении мусульман Бутово (в этом огромном "спальном" районе Москвы поселилось от 30 до 60 тысяч мусульман, в том числе весьма состоятельных) построить свою мечеть было известно еще в 2000-2001 годах, однако некоторые юридические проблемы долгое время не позволяли им официально зарегистрировать общину. Чуть позже со слов московского мэра Ю. Лужкова стало известно о его намерении поддержать строительство Татарского культурного центра в Бутово. В июне 2007 года о проекте мечети в Бутово официально объявил муфтий Р. Гайнутдин: подобно вышеупомянутому мусульманскому молитвенному дому на Шоссе Энтузиастов, мечеть в Бутово будет построена, начиная с 2009 года после окончания работ по расширению Соборной мечети. Однако этот новый проект, очевидно, не является продолжением планов по развитию "Татарского культурного центра в Бутово" и никак не связан с заявлением столичного мэра, о чём свидетельствует его новое наименование: мечеть, по планам ДУМЕР, будет называться именем экс-президента Чечни Ахмада Кадырова.

Хайретдинов Дамир,
ректор Московского исламского института "(15).

"ВО ИМЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕРПИМОСТИ"

Совместное заявление Исполкома Конгресса русских общин (КРО) и Духовного Управления мусульман Центрально- Европейской части России

Недавний инцидент, связанный с закладкою камня в основание планируемого Исламского культурного центра в Тропареве, не может не вызывать тревогу и озабоченность всех здравомыслящих граждан, независимо от их этнической и религиозной принадлежности.

Исторически сложившиеся формы совместного проживания и взаимодействия православных и мусульман России, выверенные столетиями, доказали свою органичность и жизнеспособность. Нельзя не упомянуть многочисленные факты братской взаимопомощи и государственного патриотизма, проявленные российскими народами в борьбе с монгольскими завоевателями и тевтонскими рыцарями, с польскими оккупантами - под руководством Минина и Пожарского, а также о другими врагами России а трех Отечественных войнах (1812, 1914-1917 и 1941-1945 гг.). История знает и другие славные страницы православно-мусульманского содружества.

Судьбы наших народов спаяны воедино, и только безответственные демагоги, лишенные чувства патриотизма, способны посягнуть на наше единство с целью вбить клин между православными и мусульманами в угоду своим политическим амбициям.

Мы, наследники великого прошлого наших предков, обращаемся ко воем россиянам - и православным, и мусульманам - с просьбой бережно хранить и уважать духовную самобытность народов России, проявлять терпимость друг к другу в решении возникающих недоразумений.

Мы призываем россиян не доверять самозванцам от религии и политики, а прислушиваться, к голосу законных иерархов Православия и Ислама, полномочных представителей национальных и религиозных общин и движений.

Муфтий Духовного управления мусульман Центрально-Европейской части России
Равиль Гайнутдин
Председатель Исполкома Конгресса русских общин
Д.О.Рогозин
(16)

Развивая упоминавшуюся в вышеприведенной статье тему конфликта ДУМЦЕР с Исламским культурным центром России касательно планов строительства Мусульманского благотворительно-культурного центра России на ул. Островитянова, можно добавить, что муфтий Равиль Гайнутдин тогда постарался заручиться поддержкой Конгресса русских общин и организовать протесты местных жителей, что и решило дело (17). По иронии судьбы, именно местные жители впоследствии стали одним из главным препятствий для строительства уже его мечетей, как это было в районе Текстильщиков в 2010 году. Тогда участок земли, на который претендовали и ЦДУМ, и Русская Православная Церковь, передали ДУМЕР, что вызвало возмущение жителей окружающих домов.

Резонансный скандал, активно раздувавшийся со всех сторон, закончился поражением СМР – решение о землеотводе было отменено московскими властями. Тогда же новый муфтий Москвы по линии ЦДУМ Альбир Крганов, комментируя провалы СМР в строительстве культовых зданий, заявил, что никаких объективных препятствий для строительства мечетей в столице нет. На примере ситуации, сложившейся вокруг строительства мечети в районе Текстильщики он объяснил, почему дело и там дошло до публичного скандала. По его мнению, инициаторам возведения мечети необходимо было найти консенсус с местными жителями и "в доброжелательной атмосфере провести с ними переговоры, согласовать место, проработать все процедуры, но этого сделано не было" (18). Он обратил внимание и на то, что противники мечети на Волжском бульваре "неоднократно давали понять, что не против мусульман и мечетей, но против мечети в том конкретном месте, где они хотели бы видеть благоустроенный парк для отдыха". Муфтий указал на то, что в отличие от СМР ЦДУМ имеет "более чем 220-летний опыт бесконфликтного возведения мечетей"в православных городах России (19). 

Через 4 года сам муфтий Равиль Гайнутдин, комментируя "Вечерней Москве" историю с попыткой Объединенного муфтията построить мечеть в московском районе Митино будет указывать на необходимость поиска консенсуса с местными жителями. "Но москвичи против строительства новых мечетей! Вспомните историю в Митине. Там решили возвести мусульманский центр даже не в жилой, а в промышленной зоне. Так горожане буквально поднялись на демонстрацию, улицы перерывали! Зачем нужен социальный конфликт? - Совершенно не нужен. Но, хочу заметить, к той истории в Митине мы, Духовное управление мусульман России, не имеем ни малейшего отношения. Строить мечеть хотели люди, которых мы даже не знаем. И они, я убежден, совершили грубую ошибку, не проведя работу с жителями" (20). А вот в 2010 году мнение местных жителей его еще не интересовало.

14 ноября 2004 года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил журналистам о том, что правительство Москвы намерено значительно расширить московскую Соборную мечеть (21). 

28 мая 2005 года был заложен первый камень в основание реконструируемой мечети. "По значимости этому событию не было равных за 14 веков существования Ислама в России", – скромно заметил тогда муфтий Равиль Гайнутдин. С этого началась как минимум десятилетняя эпопея по строительству нового здания "главной мечети России" - московской Соборной мечети (22).

В мае 2006 года советник председателя СМР по инвестициям Мансур Шакиров раскрыл некоторые детали столь грандиозного проекта. По его словам, его общая стоимость должна была составить полмиллиарда долларов (до этого самые дорогие мечети новой России строились несколько дешевле – за 20-25 млн. долларов), причем все необходимые средства охотно пожертвуют "главные инвесторы — бабушки и дедушки" (23). В итоге за год удалось собрать всего один миллион рублей из необходимых 15 миллиардов, после чего Шакиров попал в опалу, а муфтий Равиль Гайнутдин стал просить помощи у высшей власти России - в апреле 2007 года он признал, что СМР не удается аккумулировать серьезные средства, необходимые для продолжения работ (24). Его просьбу услышали и выделили в помощь двух олигархов - Сулеймана Керимова и Михаила Гуцериева, которые успешно заменили скуповатых пенсионеров. При этом смета на строительство была заметно понижена – примерно до 100 млн. долларов (25).

В марте 2007 г. заместитель муфтия Равиля Гайнутдина Харис Саубянов, отвечая на критику депутата от Республики Дагестан Гаджи Махачева, удивленного отсутствием прогресса в строительстве мечети на шоссе Энтузиастов, посетовал, что "у мусульман нет инвесторов для освоения данного участка земли".

Постепенно стройка возобновилась, и вскоре выяснилось, что только в 2007 году ДУМЕР получило от московских властей разрешение "на реконструкцию и новое строительство мечети". При этом, по мнению ДУМЕР и его союзников, строительство было начато без утвержденного проекта по черновым наброскам и на основании рабочей документации (26). Этот факт вскрылся в 2009 году, а через год разгорелся скандал вокруг отстранения от реализации проекта расширения мечети его архитекторов Ильяса Тажиева и Алексея Колентеева.

Оба архитектора потребовали остановить строительство мечети, поскольку ее первоначальный проект был изменен без согласования с ними, работы ведуться низкоквалифицированными специалистами, допускающих серьезный брак при возведении несущих конструкций. По их мнению, мечеть могла рухнуть в любой момент и они не желали нести за это ответственность.

В итоге представители ДУМЕР согласились с тем, что при работе допущен существенный брак, однако обвинили во всем Тажиева. "Привлеченная в то же время ДУМЕРом строительная экспертиза выявила целый ряд допущенных браков и ошибок, которые угрожали конструктивной безопасности здания и на устранение которых ДУМЕР потратил целых два года и был вынужден отвлечь от строительства значительные денежные средства. Прежде всего специалисты отметили проблему с его осадкой: фундаментная плита первоначально была нагружена несимметрично и во время строительства могла бы переломиться. Во многих несущих конструкциях вообще отсутствовали деформационные швы. Также были сложности с колоннами - в некоторых частично отсутствовала арматура, в других она была заменена на арматурные стержни более низкого класса стали, т.е. на те, что подешевле. Одна колонна и вовсе начала разрушаться - в ней проявились косые сквозные трещины. Это, впрочем, неудивительно, ведь, как установили эксперты, была нарушена сама технология заливки бетона. Были отмечены и пустоты в плитах, на которые опираются колонны, а также недопустимо большие отклонения конструкций по вертикали - до 15 см. Много вопросов вызвало и низкое качество гидроизоляции подвалов. Сам Ильяс Тажиев сегодня утверждает, что браки появились уже после того, как его отстранили от работы. Однако новые специалисты, привлеченные ДУМЕРом после столь печальных результатов проверки, отношения к ранее допущенным бракам не имеют, а занимаются только необходимым "лечением" и усилением возведенных под надзором Тажиева конструкций", - писала об этой истории дружественная СМР "Новая газета" (27).

После долгих дискуссий и судебных баталий противостояние архитекторов и ДУМЕР закончилось вничью. Строительство мечети возобновилось и тут же появились слухи о предполагаемом сносе исторического здания московской Соборной мечети. Причиной для из возникновений послужила информация о том, что эта мечеть, 30 июня 2008 года наделенная охранным статусом выявленного объекта культурного наследия, 21 января 2009 года на заседании в Москомнаследия состоялось заседание, по итогам которого было решено "лишить объект "Татарская мечеть, 1904 г., арх. Н.А. Жуков" по адресу: Выползов пер., д. 7, статуса выявленного объекта культурного наследия и отнести здание к числу "объектов историко-градостроительной среды". Решено было строить новую мечеть по представленному проекту. От "разбираемого здания мечети" решено оставить лишь вид фасадов". Суть претензий к старом зданию сводилась к следующему – оно построено неграмотно, без фундамента и с неправильной ориентацией на Мекку, исторической ценности не представляет, ветхое и пожароопасное. А самое главное – мешает строить новую мечеть (28).

"По оценке Москомнаследия наша мечеть не представляет исторической ценности. Нынешнее здание мечети не имеет никакого фундамента, а потолочные перекрытия, и сам потолок сделаны из фанерной дранки. Оштукатуренные и покрашенные, они подобно пороху способны мгновенно воспламениться. При строительстве в начале прошлого века было допущено серьезное отклонение направления на Киблу, что в результате приводит к семисоткилометровому отклонению от предписанного направления мусульманской молитвы", - уточнил впоследствии Равиль Гайнутдин (29). Вот только в 1995 году в его газете "Ислам Минбэре" приводилось совсем другое мнение. "В прошлом (1994 – прим. автора) году специалисты обследовали техническое состояние здания нашей мечети. "Благодаря тому, что мечеть ни на один день не меняла свои изначальные функции и служба в ней проводилась непрерывно, - записали они в заключении, - здание дошло до нас в практически неизменном виде. Действительно, мечеть построена на века", - писал первый заместитель Равиля Гайнутдина Дамир Гизатуллин (30).

Озвученные факты вызвали негативную реакции как мусульман, так и православных защитников архитектурного наследия столицы. Особые вопросы вызывал тот факт, зачем было тратить солидные деньги на реставрацию соборной мечети к ее 100-летнему юбилею и вносить ее в список памятников архитектуры, а затем исключать из этого списка и приговаривать к сносу?. Впрочем, представители СМР категорически отрицали планы по сносу мечети.*


*продолжение следует

1.       ЦДУМ не будет участвовать в предстоящем мусульманском совещании в Москве // «Интерфакс-Религия»,   22 марта 2011.  Материал размещен по адресу: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=40006 Режим доступа свободный.

2.       Материалы по истории Касимовского муфтията // архив автора

3.       21 апреля 1998 года Мемориальная мечеть передана ДУМЦЕР //  Ислам Минбаре, май 1998

4.       Сообщение ИА ИТАР-ТАСС от 7 марта 2001

5.       На территории посольства Азербайджана в России нет мечети - пресс-служба // "Интерфакс-Религия",12 сентября 2005. Материал размещен по адресу:  http://www.interfax-religion.ru/aze/?act=news&div=6084.Режим доступа свободный.

6.       Бычков С. Центровой муфтий Равиль Гайнутдин: "Только в Москве — три миллиона мусульман". Режим доступа свободный.

7.       За прошедший год на расширение московской Соборной мечети было собрано лишь 0,2% необходимых средств  // "Интерфакс-Религия", 07 сентября 2006. Материал размещен по адресу:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=13743. Режим доступа свободный.

8.       Московским мусульманам не хватает мечетей, это может привести к социальному взрыву  //  NEWSmsk.com, 22 сентября 2009. Материал Размещен по адресу:  http://www.newsmsk.com/article/22Sep2009/more_mechet.html. Режим доступа свободный.

9.       В Соборной мечети Москвы напоминают, что мусульмане могут молиться в православных храмах // "Интерфакс-Религия", 15 сентября 2010. Материал размещен по адресу: http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=37366. Режим доступа свободный.

10.    Известный имам считает, что в Москве должно быть 100 мечетей вместимостью от 5 до 10 тыс. человек // "Интерфакс-Религия", 15 октября 2010. Материал размещен по адресу: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37816.  Режим доступа свободный.

11.    Оценивая заботы... // Электронное издание Вслух.ru, 17 октября 2003. Материал размещен по адресу:  http://www.vslux.ru/node/6080 . Режим доступа свободный.

12.    Власти Москвы выделяли мусульманам восемь участков под мечети, но они так и не были застроены  // "Интерфакс-Религия", 12 октября 2010. Материал размещен по адресу: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37743. Режим доступа свободный.

13.    В Совете муфтиев России опровергают информацию о выделении восьми участков под мечети в Москве // "Интерфакс-Религия", 15 декабря 2010. Материал размещен по адресу:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38693. Режим доступа свободный.

14.    Исламский культурный центр России. Материал размещен по адресу: http://islamist.ru/%D0%B8%D0%BA%D1%86%D1%80/. Режим доступа свободный.

15.    Хайретдинов Д. Нереализованные проекты по развитию ислама в Москве 1990-х гг. Энциклопедический словарь "Ислам в Москве",  серия "Ислам в Российской Федерации", выпуск II.  Нижний Новгород, ИД "Медина", 2008, С. 182-183. Материал размещен по адресу:http://www.islamio.ru/news/society/nerealizovannye_proekty_v_moskve/  Режим доступа свободный.

16.    Совместное заявление ДУМЦЕР и Исполкома КРО от 8 ноября 1994 года // текущий архив Совета муфтиев России.

17.    Черкасов Г. Русские общины зачищают зеленую зону столицы // Сегодня, 9 сентября 1994

18.    Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 16 февраля 2011.

19.    Там же.

20.    Миронов Н. Равиль Гайнутдин: Верующие люди знают, что их видит Бог  // Вечерняя Москва,  18 сентября 2014.

21.    Сообщение ИА «Благовест-инфо» от 15 ноября 2004

22.   Гайнутдин Р. Один век Московской Соборной мечети. Материал размещен по адресу: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/2/gainutdin.htm. Режим доступа свободный

23.    Романов М. Соборная России еще удивит весь мир // «РЕЛИГИЯ и СМИ», 30 мая 2006. Материал размещен по адресу:  http://www.religare.ru/2_30031.html.  Режим доступа свободный.

24.    Презентация проекта нового комплекса Московской Соборной мечети.  Материал размещен по адресу:  http://www.muslim.ru/articles/95/980/.  Режим доступа свободный.

25.    Абдулаева М. Сколько стоит Соборная мечеть? // Слово без границ, 22 июля 2013. .

26.    Викулова Е. «Золотая» мечеть // «Новая газета», 13 ноября 2011.

27.   Викулова Е. «Золотая» мечеть // «Новая газета», 13 ноября 2011.  Материал размещен по адресу:  http://www.novayagazeta.ru/politics/49447.html. Режим доступа свободный.

28.    Московскую Соборную мечеть приговорили к сносу.Материал размещен по адресу:  http://www.newsmsk.com/article/23Nov2009/snos_mecet.html.  Режим доступа свободный.

29.    Р.Гайнутдин: "Становиться музеем мечеть не должна..." Материал размещен по адресу:  http://www.ansar.ru/person/2011/8/28/19828 . Режим доступа свободный.

30.   Большой подарок верующим // Ислам Минбаре, №10, октября 1995



Источник: Ислам и общество
Остальное по теме "Аналитика":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений