Болгарская исламская академия – страна невыученных уроков

02.07.2017 01:39:40
Болгарская исламская академия – страна невыученных уроков


30 июня 2017 года в Болгарах (Республика Татарстан) с большой помпой прошло заседание Совета по исламскому образованию (председатель – ректор Российского исламского института в Казани Рафик Мухаметшин). На Совете была представлена концепция создания Болгарской исламской академии.

К истории вопроса

Необходимо сразу оговориться, что этот Совет не имеет никакого отношения к Совету по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Как полагают многие эксперты, одноименный Совет при СМР был создан после неудачной попытки близкой к Р.Гайнутдину группы Д.Мухетдинова-Д.Хайретдинова установить свой контроль над действительно всероссийским Советом, объединившим более 30 ректоров крупнейших исламских вузов страны, и поставить все исламское образование под контроль посольства Саудовской Аравии. Напомним, что заместитель Р.Гайнутдина по Духовному управлению мусульман РФ (ДУМРФ) является выпускником одного из саудовских вузов, известного тем, что к 90% иностранных студентов там осуществляются так называемые "подходы" местных спецслужб. Правда оказалось Д.Мухетдинов был отчислен из этого вуза, как сообщили нам источники в КСА, за "аморальное поведение", но это как раз и является самым подозрительным, так как походит на традиционные элементы "прикрытия". Иначе, чем объяснить тот факт, что отчисленного за "аморалку" религиозного деятеля принимают в КСА и посольстве этой страны как своего? Чем объяснить, что Д.Мухетдинов, после рейдерского захвата Московского исламского института, привел к его руководству сотрудника исламского отдела посольства КСА (работал более 7 лет) Д.Хайретдинова?

Неудачная попытка захвата всероссийского Совета по исламскому образованию (за Р.Мухаметшина заступились власти Татарстана) породила создание одноименного Совета в СМР. Любят там "Двойные" регистрации!!! Это очевидно позволяет запутывать общественность и спонсоров, вести двойную бухгалтерию, подменять отчетность, делая "удивленные лица" при разоблачении. Так было с Институтом имени Фаизханова и Издательским домом "Медина" (об этом неоднократно писал портал Исламио.Ру), подобным образом Совет муфтиев России был дублирован ДУМРФ, также, как оказывается, сделали и с Советом по исламскому образованию. Во всяком случае, в официальных выступлениях руководителей СМР и ДУМРФ, все заслуги всероссийского Совета, созданного еще при поддержке прежнего куратора исламских проектов в Администрации Президента РФ А.Гришина, беззастенчиво приписываются Совету при СМР.

А успехи действительно были. Уже к 2008 году под руководством тогдашнего руководителя всероссийского Совета (далее – СИО) Марата Муртазина удалось создать типовые программы для всех уровней исламского образования, содержавших 52% светский контент патриотического воспитания будущих религиозных деятелей. В мае 2008 года приказом Рособрнадзора был утвержден государственный стандарт высшего профессионального образования "исламская теология". Было выпущено значительное число учебников и учебных пособий. Проект возрождения отечественной системы исламского образования встал на ноги и с 2012 года практически не требовал дополнительного финансирования. Незначительные вложения по практическому внедрению типовых программ в большинстве исламских вузов России планировались по линии негосударственного финансирования, через специально созданные Фонды. М.Муртазин и А.Гришин в 2010 году, в том числе за этот проект, были награждены орденами.

В 2006-2008 гг., по инициативе А.Гришина, прорабатывался проект создания единого головного центра исламского образования в виде Академии. Однако, после многочисленных совещаний и согласований, было принято решение отказаться от этой идеи по ряду принципиальных причин:

1. В России в основном распространены 2 мазхаба (правовых школ) суннитского ислама, имеется также небольшое число шиитов, представителей ханбалитского и маликитского (в основном неофиты) мазхабов суннизма. Руководство единого вуза не могло быть нейтральным (безмасхабным), а это означало фактическую невозможность обучения под единым руководством представителей разных школ. Невозможно было согласовать ни единые программы, ни многое другое.

2. ВУЗ необходимо было создавать в крупном центре, желательно в исламском регионе России. Только так можно было обеспечить научную и профессорско-преподавательскую базу, наполнение студентами, восстребованность создаваемых библиотек. Только так можно было привлечь к работе в нем лучшие кадры и со временем обеспечить стремление учиться в ней иностранных студентов из Центральной Азии. Москва была исключена из списка изначально, так как это немусульманский регион, и Академия неминуемо попала бы под влияние Совета муфтиев России, выходцы из которого уже к тому времени проявили себя в Беслане и террактах на Северном Кавказе. Однако создание Академии в Махачкале, Грозном, Казани или Уфе сразу исключало возможность обучения в ней представителей отдельных муфтиятов и регионов. Вуз немедленно подпадал бы под влияние местного муфтията и местных государственных органов власти, которые неминуемо попытались бы использовать всероссийскую исламскую Академию для укрепления положения своего ДУМа среди 90 ДУМов в различных регионах страны.

Необходимо отметить, что на предварительных консультациях представители муфтиятов не могли договориться даже о предполагаемых ректорах и списке приглашаемых иностранных преподавателей. Это и немудрено! Вспомните дискуссию по Грозненской фетве, принятой в 2016 году, и все станет ясно.

3. При создании единой Академии "принимающая сторона" неминуемо через некоторое время поставила бы вопрос о федеральном финансировании проекта, так как готовит кадры для других регионов. С учетом того, что церковь отделена от государства, финансирование Академии за счет государственного бюджета было исключено. Тогда бы представители 70 других религий России немедленно потребовали таких же привилегий для себя.

По итогам всех обсуждений было принято решение создать 6 независимых высококачественных исламских университетов: в Москве (на базе СМР), Казани, Уфе (на базе ЦДУМ), Махачкале, Грозном (оба – шафиитский мазхаб) и Нальчике (ханафитский мазхаб). Позднее к проекту присоединили попытку создать реальный вуз в Нижнем Новгороде (для мусульман, проживающих в немусульманских регионах).

Вместе с тем, с 2012 года в связи с заменой внутриполитического блока в Администрации Президента РФ и прихода В.Володина со своей командой, сменился и религиозный блок. Его возглавил некий М.Белоусов. С уходом А.Гришина на работу в Общественную палату РФ новые кураторы исламских проектов сделали вид, что пришли к "пустому столу", начали все переформатировать и запустили проект "поддержки исламского образования" якобы заново. Естественно, потребовав нового финансирования из бюджетных (где это возможно по закону) и внебюджетных источников.

И снова потекли средства на создание и повторное утверждение государственных стандартов, программ, типовых комплексов, печать "новых" учебных пособий и учебников. Особенно в этом преуспел Издательский дом "Медина" получивший на фактически макулатуру не одну сотню миллионов рублей!!! Теперь понятно, для чего нужны "двойные" регистрации??? Есть серьезные основания полагать о, мягко говоря, некорректности соответствующей отчетности… Просто логика подсказывает, что если учебники уже отпечатаны и не восстребованы, то их, наверное, уничтожили, и, напечатали за новые деньги те же??? Представляете, какой это Клондайк!!!! Для всех заинтересованных сторон, которые, понятно, не замечали "двойные" регистрации.

Учебники напечатали вновь!!! Что дальше? Запустить их на третий круг? Опасно! Вот и родилась у чиновников идея как бы заново предложить создание всероссийской исламской Академии, но руками одного из региональных лидеров. Ведь очевидно, что под это можно получить новое финансирование. Карты легли так, что инициатором оказался Татарстан. Почему так получилось надо объяснять очень и очень долго. Просто в конкретный исторический момент так сложилась конъюнктура. И получилось!!!

Болгары – очевидное и невероятное!


Итак, под видом борьбы с экстремизмом и терроризмом, в 2015 году было получено согласие на создание Болгарской исламской академии – массовой всероссийской кузницы исламских кадров, прежде всего первичного звена! Обращаю внимание на слова про "первичное звено" и "массовость". Иначе эта крайне дорогая "игрушка" государству не нужна, разве что нечистоплотным чиновникам!!!

Как-то постепенно проект изменился, переродился и … уже в мае-июне 2017 года предстал совершенно в ином свете. Создалось четкое ощущение того, что "верхи" и уполномоченные чиновники хотят, а "низы"-конкретные исполнители не могут!!!

Именно этот вывод можно сделать по итогам презентации проекта Академии на заседании СИО 30 июня с.г. и на одной из секций VIII Всероссийского Форума татарских религиозных деятелей "Национальная самобытность и религия" 18 мая с.г. Невнятные презентации и отсутствие ответов на очевидные вопросы выявили серьезные просчеты и недостатки в работе по ее практическому созданию.

Как и ожидалось экспертами-специалистами, несмотря на отстроенный комплекс Академии стоимостью 1,2 млрд. рублей, полезная площадь которого составляет 14000 кв.м., становится очевидным, что организовать и обеспечить полноценное функционирование учреждения высшего профессионального образования университетского уровня в татарской глубинке фактически не представляется возможным. 

В соответствии с объявленными планами, Академия должна начать работу 1 сентября 2017 года. Однако учредители вуза до настоящего времени не могут найти подходящего кандидата на должность ректора учебного заведения, претендующего стать головным во всей системе исламского образования. ВРИО ректора назначен бывший посол России при Организации исламская конференция (ныне – Организации исламского сотрудничества) и бывший представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков, который реальной работой не занимается, являясь скорее символом проекта.

Формирование концепции вуза и программ поручено ректору Российского исламского института в Казани, все тому же Р.Мухаметшину. По представленной им во время Форума в Казани, а также руководителем пресс-службы Академии Алмазом Ахмедзяновым на заседании СИО концепции, вуз должен готовить "исламских ученых, магистров и докторов мусульманских наук", стать научным и просветительским центром. В него должны войти 5 подразделений. Первое – это Совет улемов (богословов) России, который будет готовить с позиции ислама ответы на вопросы мусульман, разрабатывать типовые проповеди и рецензировать религиозную литературу. Второе – научно-образовательный центр, который будет давать высшее профессиональное и дополнительное образование. Третье – центр изучения исламского наследия России. Четвертое – центр межрелигиозного диалога. И, наконец, пятое – это всероссийская библиотека ислама.
 
Рабочими языками Академии станут главным образом арабский (язык Корана), а также русский языки. Арабский язык станет основным, так как "полученное в Академии образование должно признаваться в мусульманском мире". В преподавательский состав войдет значительное число арабоязычных иностранцев с высшим религиозным образованием. Основным приоритетом в подготовке специалистов объявлено "исламское право" и "молитвенная практика". Особое внимание будет "уделяться подготовке специалистов по семейному и наследственному праву".

По оценке специалистов, изложенная концепция является непродуманной, нереализуемой и утопичной. Проект фактически отошел от первоначального замысла, доложенного руководству страны. Во-первых, вызывает удивление искусственное завышение уровня подготавливаемых специалистов, хотя первоначальной задачей вуза должна была стать массовая подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечить качественный идеологический уровень в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Во-вторых, удивляют разделы "исламского права", которым будет уделено особое внимание. Дело в том, что семейное и наследственное право в исламе фундаментально не совпадают с законами Российской Федерации. Специалисты в этой области либо будут не востребованы, либо будут нарушать законы России. В-третьих, в изложенной концепции в принципе не упоминается заложенное в первоначальное задание "формирование на базе Академии системы отечественного исламского образования и богословия". В-четвертых, приглашение значительного числа иностранных арабских специалистов со своим набором лекций и учебного материала без их полной идеологической проверки и тотального ежедневного контроля, что в настоящее время невозможно, приведет, как отметили участники Форума, "к арабизации обучения и доставке экстремистских идей по месту жительства обучаемых".

Р.Мухаметшин заявил о том, что преподавание будет осуществляться по единому образовательному стандарту, в рамках которого и планируется реализовывать перечисленные специализации. Однако он не смог пояснить кем и когда этот стандарт разработан и принят, а также каким образом его будут соблюдать зарубежные преподаватели. На заседании СИО выяснилось, что стандарт только будет утвержден.

Кроме того, вызывают серьезные опасения планы по создания Совета улемов России (первоначально планировался Центр по изданию фетв), особенно с учетом того, что в стране зарегистрировано более 90 независимых муфтиятов, почти в каждом из которых действует свой Совет улемов. И это без учета того, что мусульмане ряда республик Северного Кавказа придерживаются иного – шафиитского мазхаба (суннитской правовой школы). Есть возражения и по проектам создания Всероссийской исламской библиотеки и Центра межрелигиозного диалога. При значительных материальных затратах они практически не будут использоваться. Дело в том, что г.Болгары находится более чем в 200 км от Казани и других крупных городов. В нем проживают около 8,5 тыс. человек, около 7 тысяч из которых не являются мусульманами. 

В этой же связи уже сегодня возникают сложности с формированием административного и постоянного преподавательского состава учреждения. Как заявил К.Исхаков, на настоящий момент имеется лишь предварительный список в основном зарубежных преподавателей, которых еще предстоит пригласить. Из-за невозможности переселения в г.Болгары необходимого числа специалистов, организаторы Академии говорят о тотальном "вахтовом" (на 1-2 месяца) методе работы преподавателей и воспитателей, что значительно снизит качество идеологической составляющей подготовки. 

Не ясны источники дальнейшего финансирования Академии, ведь большое число зарубежных преподавателей потребует значительного бюджета, особенно с учетом оплаты их проезда и проживания. С началом работы Академии власти республики неминуемо поставят вопрос перед федеральным центром о финансировании самого вуза и всех сопутствующих проектов. 

И, наконец, очевидная доминанта светских властей Татарстана над вузом, планы Р.Минниханова сформировать на его базе Всероссийский союз мусульманских ученых под идеологическим влиянием ДУМ республики приведут к массовым отказам мусульман ряда регионов России, прежде всего в Башкортостане и республиках Северного Кавказа, от практического взаимодействия с Академией. Примечательно, что среди учредителей вуза фигурируют исключительно муфтии татарской национальности. 

Показателен и настрой абитуриентов. На 31 мая 2017 года для поступления в Академию со своими документами обратился только один человек. Это связано как с отдаленностью Болгар, так и с тем, что, как сообщил Р.Мухаметшин, поступающие должны иметь высокий уровень знания арабского языка, а также диплом бакалавра, желательно гуманитарного профиля.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что без существенной переработки, жесткого административного и финансового сопровождения со стороны федерального центра осуществить представленный Татарстаном проект Болгарской исламской академии не представляется возможным.

Понятно, что татарстанские чиновники будут из кожи лезть, чтобы максимально "причесать" получившееся. Но федеральные-то кураторы куда смотрят? На заседании СИО и презентации проекта присутствовал Алмаз Файзуллин из печально знаменитой группы "специалистов" в области религий М.Белоусова. По какой-то уже нарочитой "случайности" именно этот чиновник был предложен властями Татарстана на работу в Управление Президента РФ по внутренней политике! Он перешел туда из представительства республики в Москве!!! Как Вы думаете, может он объективно оценить реальную ситуацию с Болгарской академией?!

Примечательно, что ответственные федеральные чиновники собрали все ошибки и недостатки, о которых предупреждали специалисты, принимавшие участие в проработке проекта еще в 2006-2008 годах.

Как это напоминает двоечника Перестукина из мультфильма "В стране невыученных уроков". Только вот не совсем понятно, может быть у кого-то из кураторов при решении любой поставленной задачи не случайно получается "полтора землекопа"! Уж слишком регулярно это происходит!





Источник: Ислам и общество
Остальное по теме "Аналитика":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений