История возникновения и становления Ваххабизма II

02.04.2018 11:28:13
История возникновения и становления Ваххабизма II


Продолжение

 Ваххабизм как религиозное явление

 Единобожие, как основа учения

Во время своих богословских исканий Ваххаб вынашивал одну, самую важную идею - идею единобожия как сути Ислама. Он призывал своих слушателей, верующий к единобожию, старался объяснить этим людям суть своей идеи. И его главная работа так и называется: "Китаб ат-Тавхид" (Книга единобожия), в которой Ибн Абд аль-Ваххаб освещает все существовавшие на то время отклонения от истинного Ислама, а также вопросы, вызывавшие споры в богословских кругах, и дает им трактовку с точки зрения Корана, Сунны и мнений крупнейших ученых. Среди прочего он утверждает, что единобожие это, прежде всего убеждение в том, что один Аллах - творец всего сущего, его Господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого равного ему, способного творить. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо и не был близок к Нему. Лишь в руках Аллаха способность совершать добро и зло. Никто, кроме Аллаха, не достоин возвеличивания и поклонения.

Даже уже в этих самых началах, азах Ваххабизма мы видим его уничижающее отношение к личности человека, столь отличающееся от христианского взгляда на человека, которого Господь сотворил по образу и подобию Своему во всем, абсолютно во всем, наделив его, в том числе и даром творчества, в котором было отказано ваххабитам, а значит, что и в этом пункте мы уже их враги и враги их Аллаха.

Но возвращаясь к идее единобожия у Ваххаба, необходимо отметить, что исламский мир, по его мнению, отошел от принципов единобожия. Люди предались и поддались религиозным "новшествам" (бид'а) - одному из самых страшных грехов. Они стали наделять творения Аллаха его способностями и атрибутами, среди которых паломничества к мавзолеям святых, обеты этим святым, жертвы им, то есть фактически он отрицал возможность праведного образа жизни и святости для кого-либо кроме Аллаха, он не принимал возможности какой-либо иерархии, а лишь единовластия имени и дел Аллаха. Вообще, "ширк" (многобожие) является самым тяжким грехом в Исламе и тому существует множество подтверждений в Коране и Сунне. Вот что приводит Ваххаб в главе своей книги "Китаб ат-Тавхид", посвященной борьбе с ширком (многобожием): "Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: "Поистине, Аллах не прощает приобщения к нему сотоварищей, но прощает все, что меньше этого, кому пожелает..." Также он приводит хадисы Пророка: "Тот, кто умер, не приобщая к Аллаху ничего, попадет в Рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадает в Огонь"[24]. И, наконец, говоря о самых больших грехах, Пророк первым назвал многобожие, затем непослушание родителям, затем лжесвидетельство. Несмотря на растущее противодействие призыву со стороны, как правителей оазисов, так и простых людей, подстрекаемых местными улемами, недовольными популярностью движения, подрывающего их позиции, число последовавших за вероучителем Ибн Абд аль-Ваххабом быстро увеличивалось, и он стал представлять реальную силу.

Итак, какова же была доктрина Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба и на чем она основывалась?

 Доктринальные взгляды Ваххабизма

Идеологию, которую проповедовал Махаммед ибн Абд - аль - Ваххаб, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:

1. Аллах - обладает материальным физическим телом. Он имеет руки, лицо и другие части тела.

2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.

3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка мусульманских богословов.

4. Отрицание мазхабов (религиозно - правовых школ) Ислама.

5. Тот, кто не следует учению ибн Абд - аль - Ваххаба, является кяфиром.

6. В большинстве случаев совершающий тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.

7. Посещение могилы Пророка и его сподвижников и праведных мусульман запрещено.

8. Все, что было внесено в Ислам после смерти Пророка - запрещено.

9. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами, а назначаемым вышестоящими руководителями.

10. Неверных (включая мусульман, не примкнувших к секте ваххабитов) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.

11. Традиционное исповедание Ислама является куфром (неверием), суфиз! не является исламским учением и духовной практикой.

12. Великие достижения мусульманской цивилизации VIII - XIII веков в теологии, философии, медицине, математике, астрономии, химии, художественной литературе, творцами которых были в большей мере суфии, для Ваххабизма имеют никакой значимости.

13. Запрет на ношение европейской одежды, введение некоторых лишь рекомендуемых в Исламе норм на уровне обязательных.

Следует оговориться, что со всеми, кто не разделял их убеждений, ваххабиты считали необходимым вести войну. Они утверждали, что кровь неверных дозволена к убийству. Это означает, что, тех, кто не разделяет убеждений ваххабитов, можно убивать и грабить. Более того, вполне поощряется.

Таким образом, мы видим, что идеологическим стержнем учения явилась идея защиты основополагающего исламского принципа единобожия (таухид), согласно которому Аллах - абсолютный источник творения всего сущего, а потому верующие не должны поклоняться никому и ничему, кроме Всевышнего. Таким образом, основополагающий столп ислама: "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк Аллаха" интерпретирован так, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммеду, который является лишь его пророком, а тем более какому - либо другому религиозному авторитету.

Во имя этого принципа единобожия аль-Ваххаб и его последователи вели решительную борьбу не только с почитанием отдельными бедуинскими племенами священных рощ и камней и др., но и с некоторыми традициями, укоренившимися в исламе, например, с установлением надгробий над могилами и посещением кладбищ, а также с культом святых и даже с "чрезмерным" почитанием пророка Мухаммеда.

Стремясь восстановить ислам в его "первоначальной чистоте", они признавали только Коран, который не подлежит толкованию и сунну периода четырех праведных халифов. Таким образом, в вопросах свободного изъявления мнения религиозным авторитетом - иджтихада и слепого следования источнику - таклида ваххабиты исходили и до сих пор исходят из того, что Коран и Сунна являются высшей ступенью знаний. Они отвергают все "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, то есть любую практику, не санкционированную Кораном и сунной Пророка.

Подобная идеология рождала вполне определенную религиозную практику, по которой ещё до недавних терактов можно было легко отличить ваххабита от прочих мусульман. Например, все ваххабиты были бриты наголо и носили длинные нечесаные бороды и узкие подвернутые брюки. Однако после волны общественного возмущения, прокатившегося по всему миру, ваххабиты стали почти неотличимы от толпы мусульман. Но это не отменяет тех религиозных норм, которых они придерживаются внутри своей общины.

Религиозная практика Ваххабизма

Эти нормы сформировались на основании доктринальных взглядов идеологов Ваххабизма. Исходя из этих взглядов, ваххабиты порицали, в частности, музыку, пение и танцы.

Абд аль-Ваххаб запретил монашество (суфизм) и даже празднование дня рождения пророка Мухаммеда, ссылаясь на то, что такая церемония, во-первых, не предписана ни Аллахом, ни самим Мухаммедом, а во-вторых, ведет к обожествлению пророка.

Он отверг поклонение святым, отвергал паломничества к гробницам и чудеса, якобы совершавшиеся у них, требовал восстановления той простоты в жизни, одежде и пищи, какую проповедовал Мухаммед.

Основные обряды ислама, пятикратную молитву, хадж ваххабитизм сохраняет, требуя их строжайшего выполнения, но освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам. Ваххабиты мало считаются с омовениями, с правилом снимать обувь в мечети, ссылаясь при этом на практику Мухаммеда.

Женщин не следует допускать к могилам из-за их неумеренных слез, что не согласуется с обязательным для человека подчинением воли Божьей. Одно из самых страшных системообразующих положений в идеологии ваххабитов - особо интерпретируемое понятие джихада, то есть войны за веру.

Джихад это фактически изобретение Ваххабизма, его детище, его основной религиозный метод «воцерковления» немусульман и мусульман неваххабитов. Джихад определяется несколькими основными положениями:

• это вооруженная борьба,
• ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину (естественно, физически и умственно способному к этому)
• объектом джихада определяются все "неверные".

Проявляя терпимость в отношении "людей Писания" - христиан и иудеев, ваххабитский взгляд на такфир[25] сводился к ужесточению требований к мусульманам. Теперь недостаточно было декларировать приверженность исламу и отправлять ежедневные молитвы. Если человек заявляет, что он мусульманин, но в то же время поклоняется другим богам, например как шииты, его следует разоблачить и казнить. Таким образом, этот джихад ведется против всех неваххабитов, и в первую очередь против остальных мусульман.

Провозглашенная идея аль-Ваххаба о "братстве и равенстве" мусульман, независимо от сословного и общественного положения, по сути, означала лишь особый тип организации с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и так далее.

Такая модель делала ваххабитскую общину не просто религиозным обществом, а особой, подчас военизированной религиозно-политической организацией. Такой фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому, учение аль Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии.

Идеи аль Ваххаба нашли себе немало приверженцев как среди храбрых бедуинов и земледельцев, но в первую очередь среди элиты.

Провозглашая строгое единобожие, ваххабиты и их последователи квалифицируют "неверными" и "многобожниками" всех тех, кто, по их мнению, не является "единобожниками". В категорию "врагов ислама", по их мнению, входят:

• иудеи и христиане (люди Писания, ахль аль-китаб). В самом тексте "Книги единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммеда: "Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха!" "Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!"[26]

• мусульмане-вероотступники (муртадд), совершившие самое малейшее отступление от принципа единобожия. Такими отступлениями у ваххабитов считаются и возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), и поклонение идолам, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-либо предметов для отвращения неприятностей, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей и действий. Ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, т.е. он может быть убит, а имущество его будет изъято.

• последователи всех без исключения идеологических течений (кроме Ваххабизма). Так, принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама.

• отвергающие шариат в качестве единственно возможного источника права. При этом неверием объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность: предоставление права законотворчества кому-либо, кроме Аллаха, по мнению радикалов, противоречит исламу.

 Социально-политические особенности учения Ваххабизма

Социальная доктрина ваххабитов пропагандирует установление патриархального равенства и размывание социальной иерархии. Ваххабизм декларирует принципы "братства" мусульман и их равенство перед Аллахом, отвергая сословные и прочие различия между ними. Ваххабитское братство предполагает особый тип организации, с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и т. д.

В книге салафитского автора Салеха бин Фаузана аль-Фаузана "Дружба и непричастность в исламе" все человечество разделено на три группы, различающиеся по степени следования основным положениям Ваххабизма. В первую попадают только члены "спасенной группы", ваххабиты, к которым единоверцы должны проявлять терпимость и доброжелательность. При этом решающим свидетельством единобожия того или иного человека является только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит[27].

Ваххабизм как общественно-политическое течение в рамках современного исламского мира значительно эволюционировал. Возникнув в период политического объединения Аравии салафитский ислам в трактовке аль-Ваххаба, стал идеологией саудовского государства.

Жесткие требования соблюдения "чистоты ислама" в сочетании с повиновением эмиру способствовали сплочению аравийского общества в рамках единого государства. Однако, после образования королевства Саудовская Аравия, фанатизм ваххабитов, особенно их радикальной части (наиболее рельефно проявившийся в движении ихванов), стал препятствием на пути дальнейшего развития государства.

Сочетая меры привлечения умеренных сторонников Ваххабизма к управлению государством и репрессивные меры по отношению к радикалам, властям удалось в конечном итоге поставить ваххабитское движение под контроль.

Новое возрождение Ваххабизма происходит в период после окончания второй мировой войны, когда на волне кризиса колониальной системы исламский фундаментализм становится одной из ведущих идеологий в мусульманском мире. В рамках оформившихся в это время многочисленных негосударственных религиозно-политических организаций (НРПО) происходит оживление ваххабитских групп, которые начинают широко распространяться во многих странах мира.

Востребованной оказалась не только идеология раннего Ваххабизма, но и его организационные формы. Прежде всего, это опыт ихванского движения, представлявший собой своего рода федерацию автономных религиозных общин, спаянных жесткой дисциплиной и находящихся под контролем верховного правителя.

Как отмечает авторитетный отечественный исламовед А.В.Малашенко, Ваххабизм - это частное проявление салафитской традиции. Вместе с тем, это одна из форм экстремистского направления в рамках салафитского ислама[28].

По мнению И.П. Добаева, сегодня речь идет о "неоваххабитской" доктрине, которая, базируясь на положениях раннего, первоначального Ваххабизма, за два с лишним века своего существования эволюционировала в сторону усиления радикализма.

Ещё одним важным социально-политическим фактором современного Ваххабизма является его распространение в конфликтных зонах современного мира.

В 80 гг. XX века - это территория Афганистана, в 90 гг. среднеазиатские республики бывшего СССР. Опыт распространения неоваххабизма в современном мире приводит к не¬гативным для общественной и государственной безопасности явлениям.

По мнению известного политолога А.А.Игнатенко, современный Ваххабизм приводит к расколу национального мусульманского сообщества в той или иной стране, созданию активных антисистемных групп, включение их во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством и политическим целеполаганием, распространению идеологии религиозной и национальной нетерпимости, теоретическому оправданию насилия, экстремизма и терроризма.

Вместе с тем, особенности проявления Ваххабизма в различных районах мусульманского мира, с присущими им особенностями, накладывают свой отпечаток на политическое развитие многих современных государств.

Сейчас многие политики, рассуждая с экранов телевизоров, и успокаивая, толком не понятно кого, то ли нас, то ли самих себя, уверяют, что Ваххабизм как таковой не несет в себе никакого зла, ничем не угрожает миру и единственное, чего хочет мусульманский мир это, чтобы его оставили в покое и дали жить по своим законам, многие из которых не укладываются в сознание европейского человека. Мол "дайте жить нам, и мы не будем мешать вам..." Это самое большое заблуждение, которое только может существовать. Как известно ещё Гёте сказал, что самым большим достижением дьявола является то, что он убедил всех в том, что он не существует. Так же происходит и с Ваххабизмом. Можно смотреть на него сквозь пальцы, не возводя это явление в ранг проблемы. Но тогда мы можем оказаться незащищенными перед его неожиданным "миролюбивым" вторжением в нашу жизнь. А это вторжение обязательно произойдет. В доказательства истинного отношения ислама к прочим народам, от которых им, по их словам, нужен только покой, хотелось бы привести обращение к мусульманам всего мира постоянной комиссии по научным исследованиям и к мусульманам Королевства Саудовская Аравия, которое недавно было опубликовано на одном из мусульманских форумах Интернета. Мы приведем наиболее яркие цитаты этого послания, с полным текстом можно ознакомиться в приложении.

"Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала единому Аллаху, мир и благословение последнему Пророку Мухаммеду, его роду, сподвижникам и всем, кто следовал, и будет следовать его праведным путем вплоть до Судного дня…

Одним из основных исламских вероубеждений, без которого наша религия не представляется целостной и в котором единодушны все мусульмане, является вера в то, что на земле нет истинной религии, кроме Ислама…

Это - заключительная религия Аллаха, которая аннулировала все предыдущие послания и законы, и поэтому, кроме Ислама, нет ни одной веры, исповедуя которую человек мог бы приблизиться к Господу. Всевышний сказал: "А кто ищет помимо Ислама иной веры, от того не будет принято, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших урон" (3:85). Со времен Пророка Мухаммеда Исламом является именно учение, которое он принес всему человечеству, и ни одно иное вероисповедание не может так называться.

Еще одним основополагающим исламским вероубеждением является вера в то, что священный Коран является последним и заключительным писанием Всевышнего Аллаха. Это - заключительный завет Господа миров, который аннулирует все предыдущие писания, будь то Тора, Псалтырь или Евангелие. Поэтому ни одно священное писание, за исключением священного Корана, сегодня не учит человека поклоняться Аллаху так, как Он велел нам. Всевышний Аллах сказал: "Мы ниспослали тебе [Мухаммед] это писание (т.е. Коран) как истину для подтверждения того, что было сказано прежде в писаниях, чтобы предохранить их [от искажения]. Так суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не поддавайся их желаниям, чтобы не уклониться от истинны, которая явилась к тебе"…

• Мусульманин обязан верить в то, что Тора и Евангелие аннулированы Священным Кораном, а также в то, что они были искажены руками нечестивцев, которые внесли в них изменения и добавки и вычеркнули часть того, что было ниспослано…

• Мусульманин также обязан верить в то, что Пророк Мухаммед является последним пророком и посланником, после которого уже больше не будет Божьих пророков, о чем всевышний Аллах сказал: "Мухаммед - не отец кого-либо их ваших мужей, а только посланник Аллаха и венец пророков" (33:40). Поэтому сегодня нет ни одного посланника Аллаха, кроме Мухаммеда, которому обязаны повиноваться люди.

• Мусульманин также обязан верить в то, что Пророк Мухаммед послан ко всему человечеству, о чем сказал всевышний Аллах: "Мы направили тебя [Мухаммед] ко всем людям без исключения благовестителем и увещевателем, но большая часть людей не может постичь этого"[29]. "Скажи [Мухаммед]: "О люди! Воистину, я - посланник Аллаха ко всем вам"[30]. Это же мысль подчеркивается и во многих других аятах.

К обязательным исламским воззрениям относится и вера в то, что всякий, кто не принимает мусульманства, будь то иудей, христианин или кто-либо иной, является неверным, считается врагом Аллаха и правоверных и окажется в числе обитателей ада. Тот, кто не считает иудеев или христиан неверными, сам является таковым в соответствии с шариатским правилом, которое гласит: "Тот, кто не считает неверного неверным, сам является неверным".

• Мусульманин, признавший Аллаха своим Господом, Ислам - своей религией, а Мухаммеда - своим пророком и посланником, не имеет никакого права заниматься этим порочным призывом, поощрять его, распространять его идеи среди мусульман, а тем более - отвечать на него и принимать участие в подобных концессиях или на подобных конференциях и собраниях.

• Мусульманин не имеет права издавать Тору и Евангелие, а тем более их вместе со священным Кораном!! А всякий, кто поступает так, либо призывает к этому, впал в глубокое заблуждение, ибо такой шаг является неприемлемым объединением истины, заключенной на страницах Корана, с ложью и аннулированными стихами Торы и Евангелия.

• Мусульманин не имеет права соглашаться на строительство мечети, церкви и синагоги в одном комплексе, потому, что это является свидетельством признания иных религий, помимо Ислама, как разрешенных Аллахом, тогда как Ислам ниспослан для того, чтобы любое вероисповедание покорилось перед ним. Подобный проект является материальной поддержкой ложной идеи о правдивости и равенстве трех религий и опровергает воззрения о том, что ислам аннулировал все предыдущие вероисповедания. Поэтому, вне всякого сомнения, подобные взгляды или даже одобрение их являются неверием и заблуждением, ибо они однозначно противоречат текстам священного Корана и славной Сунны Пророка и единодушному мнению праведных мусульманских богословов и учат соглашаться с тем, что порочные убеждения иудеев и христиан были ниспосланы Аллахом. Господь наш превыше всего этого!

Что же касается встреч и бесед с ними ради того, чтобы заслужить их дружбу, помогая им достичь поставленной задачи и разрушая тем самым основы Ислама и веры, то все подобное неприемлемо и отвергается Аллахом, Его Посланником и правоверными. Всевышний сказал: "...остерегайся, дабы они и на малую толику не отвратили тебя от ниспосланного тебе Аллахом"[31].

Придя к такому заключению, Комиссия обязывает всех мусульман в целом и ученых богословов в частности бояться Аллаха и помнить о том, что Он видит все наши деяния, оберегать Ислам от искажения, а мусульманские вероубеждения от заблуждения и неверия и приверженцев этого, а также остерегать мусульман от пагубного призыва к единению религий и его сетей.

Вот каково настоящее лицо Ваххабизма, они получают награду от своего Аллаха за каждого обращенного или убитого неверного, и к этой награде, они будут стремиться пусть даже ценой собственной жизни.

Это утверждение могло бы показаться голословным, однако в следующей, заключительной главе настоящего исследования, будет предпринята попытка анализа первых серьезных шагов Ваххабизма на территории России, как явные и агрессивные, вроде знаменитых терактов, так и скрытые, но не менее агрессивные. Итак, Ваххабизм в России это совершенно особенное религиозно-социально-политическое явление. (продолжение следует)

Материал подготовили Солодков А. И. и президент Международного фонда "Мусульманки мира против наркотиков, экстремизма, насилия  и терроризма" М.А. Ибадуллаева

[24] Коран (4:48). М.,1974.

[25] обвинение в неверии

[26]Тамими А. В. Книга единобожия. М., 1998. С. 119.

[27] Добаев И. П. Исламский радикализм: Генезис, эволюция, практика.//www.ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/autors/aut 01/aut 01 05.htm.

[28] Млашенко A. B. Ваххабизм и ваххабиты: история и современность. М., 2002. С. 98.

[29] Коран (34:2). М., 1972.

[30] Коран(7:158). М., 1972.

[31] Коран (5:49). М.,1972.

*материалы статьи переданы в редакцию для публикации одним из соавтров - М. Ибадуллаевой
**Мнение редакции может не совпадать с мнением автора, фото взято с сайта islam.ru




Источник: Ислам и общество
Остальное по теме "Борьба с терроризмом":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений