"Болгарская исламская академия – арабский мир с доставкой на дом?"

29.05.2017 15:36:19
"Болгарская исламская академия – арабский мир с доставкой на дом?"


На прошедшем в Казани форуме татарских религиозных деятелей заместитель муфтия РТ Рафик Мухаметшин подробно обрисовал концептуальные контуры создаваемой исламской академии. Известный мусульманский богослов и автор "БИЗНЕС Online" Рустам Батыр проанализировал сказанное и пришел к неутешительным выводам. По его мнению, все заверения о том, что академия станет центром возрождения отечественного исламского богословия, произносятся лишь для отвода глаз, а в действительности все обстоит иначе.

ГОРА И МЫШЬ


"Вы видели, сколько сил и средств вложено в создание Болгарской исламской академии? — обратился к участникам VIII форума татарских религиозных деятелей один из делегатов и почтенных аксакалов. — Путину, Шаймиеву и Минниханову — зур рэхмэт!" Не уверен, что именно в таком порядке должны быть расставлены фамилии, но суть здесь передана предельно верно: наши государственные мужи сделали, казалось бы, невозможное. Они не только нашли финансирование, но буквально за год в чистом поле построили огромное здание на 14 тыс. кв. метров. Это воистину могжиза ("чудо")! Теперь следующий шаг — за религиозным сообществом: надо наполнить академию глубинным содержанием. Однако, к ужасу наблюдателей, в этом вопросе мы обнаруживаем пока полное бессилие официальных мусульманских структур республики, и это за три месяца до начала учебного года. Если в других контекстах свою идеологическую несостоятельность худо-бедно можно прикрывать чалмой и пестрым чапаном, то в данном случае идейная хиломудия татарстанских религиозников обнаружила себя не только в самый не подходящий момент, но и самым неприглядным образом. Стало ясно, что неспособность найти ректора — меньшая из пробуксовок, которые мы имеем с академией в части выстраивания ее образовательного процесса.

Принцип "молчи и за умного сойдешь" работал в течение последнего года. Но отмалчиваться больше нельзя. Надо начинать приемную кампанию и хотя бы как-то обозначить руководству и широкой публике, чему будут учить в академии. На голгофу публичности консерваторы-традиционалисты, задающие сегодня тон и повестку дня в мусульманском поле Татарстана, отправили заместителя муфтия РТ по вопросам образования Рафика Мухаметшина. Именно этот уважаемый человек дважды на прошедшем форуме татарских религиозных деятелей обрисовал концептуальные контуры создаваемой Болгарской исламской академии, по крайней мере, те, что вожделеют видеть консервативные богословы, от имени которых сегодня выступает Рафик абый.

Если отбросить шелуху риторики, то сказано было буквально следующее: мы ориентируемся на арабов, преподавать у нас будут арабы, обучение будет вестись преимущественно на арабском, потому что нашу академию должны признавать в арабском (мусульманском) мире.

И это все, что смог изрыгнуть из себя устами Мухаметшина мозг татарстанских традиционалистов. Гора родила мышь.

ПРИОРИТЕТЫ МУХАМЕТШИНА

Арабский мир с доставкой на дом, безусловно, изящное логистическое решение. Теперь не обязательно ездить за рубеж. Их исламу можно отныне научиться и у себя на Родине. Раньше о подобных возможностях ретрограды даже мечтать не могли, а сегодня это уже почти реальность.

Арабская концепция академии детерминирует и выбор предметов, которые, по замыслу консерваторов, будут предлагаться студентам. Профессор Мухаметшин убеждает нас, что главным приоритетом должно стать исламское право. "Сегодня на первый план выходят вопросы семейного, наследственного права, молитвенной практики", — внушал он делегатам форума.

С важностью молитвенной практики нельзя не согласиться. Это ключевая сторона религиозной жизни. А вот с семейным и наследственным правом — тут заместитель муфтия явно перегнул, выдавая скорее желаемое за действительное. Неужели деление наследства — это самый острый вопрос мусульманской повестки дня, для которого в России требуется интеллектуальное сопровождение? Навряд ли. Конечно же, бывают случаи, когда данной темой интересуются в практических целях. Но все они исчерпываются в пределах 1% от процента статистической погрешности. Не жирно ли этому узкому клубу практикующих почитателей средневековой правовой культуры дарить игрушку стоимостью в 1,2 млрд. рублей, и это без учета текущих расходов?

А что такое семейное право с точки зрения "мусульманских домостроевцев", обозначенное Мухаметшиным? Это значит, что можно жениться на девочках 6 лет и вступать с ними в интимную связь начиная с 9, потому что так якобы поступил Пророк (что на самом деле не соответствует действительности). И этот "факт" невозможно игнорировать в рамках "классической" (читай средневековой или арабской) системы координат мусульманских богословов. В лучшем случае 9- летний возраст будет истолкован как начало пубертатного периода. Ровно это, как я уже показывал, проповедуют в своих учебниках даже российские выпускники всяких аль-азхаров. Но если раньше данные казусы были просто недоразумением, то теперь их предлагается возвести в ранг фактически государственной политики.

Что еще значит семейное право, которое профессор Мухаметшин хочет сделать приоритетом академии? Это значит, например, что инициатива развода принадлежит только мужу. Надоела жена, послал ее трижды куда подальше словом "Талак!" (букв. "Свободна!"), и она уже упаковывает чемоданы на выход. А если муж — мерзавец и последний подонок, то женщина с ним так же поступить не может. Она должна идти к шариатскому судье (конечно же, мужчине) и у него вымаливать свой развод. И только в особо исключительных случаях ей будет дозволено уйти от мужа. А если просто разлюбила, то о разводе даже не мечтай. Кстати, никах читают почти все татары, а вот разводится по шариату — мизерное меньшинство, как и в случае с наследством.

Так выглядят на конкретных примерах приоритеты, которые обозначил в своем выступлении заместитель муфтия РТ. Не знаю, на какой уж арене они "выходят сегодня на передний план", но это точно не реальная жизнь людей. Наверное, это грезы выпускников зарубежных исламских вузов. Исламские ретрограды, радостно потирая руки, теперь ждут не дождутся, когда 1 сентября перережут ленточку в Болгарской исламской академии и они начнут возвращать свои давно утраченные позиции.

Участники секции форума, посвященной Болгарской академии, прекрасно поняли, в какую сторону клонит Мухаметшин. "Вы много говорите про исламское право, — спросил его кто-то из зала, — но не войдет ли это в противоречие с российским законодательством?" Это был, кстати, не ваш покорный слуга: я выражал свои мысли намного жестче. Рафик Мухаметшович ответил кратко: "Нет, нормы шариата мы будем соизмерять с российскими законами".

Что значат эти слова по существу? Что значит "соизмерять"? Они означают, что в Болгарской исламской академии вместо того, чтобы воспитывать законопослушных исламских теологов — имея в виду, законопослушных по убеждению, а не по принуждению — предлагается готовить проводников шариатских законов в России. Им будут внушать мысль — и мысль, обоснованную канонически, что, дескать, есть два закона: куфрский/российский и истинный/исламский. И вот между ними они и будут "соизмерять". Уже сейчас ретрограды из ДУМ РТ, несмотря на то, что они со всех сторон обложены красными флажками государства, издают литературу, в которой дискредитируют законодательство нашей страны и республики, называя его «ненадежным ориентиром», и формируют у верующих ментальность правового дуализма.

КОГО ГОТОВИМ?

Вообще, дуализм у профессора Мухаметшина прослеживается во многих вещах. Как будто бы в нем борются две позиции: своя собственная и кем-то навязанная. Так, с одной стороны, он постоянно подчеркивает, что академия должна быть религиозным учебным заведением, а не светским. Однако при этом заявляет, что студенты параллельно могли бы учиться в Казанском федеральном университете по светской специальности "исламоведение". С одной стороны, он опасается, что академия превратится в филиал арабского вуза (об этом ниже), но при этом рассказывает журналистам, что ведет переговоры с марокканским университетом Карауин о совместной образовательной программе. Как говорится, кручу верчу — всем понравиться хочу.

Однако гораздо больше вопросов вызывает совсем другое: те специализации, в рамках которых предлагается готовить магистров в академии. Журналистам на "Изге Болгар жыены" заместитель муфтия перечислил их все: "Первая — это исламское право, вторая специализация, для нас очень важная, — исламское вероучение акыда, потом коранистика, хадисоведение и еще одна специализация, но она будет, скорее всего, не сразу, по исламской экономике". Эти специализации, подчеркнул при этом он, "мы распределили по актуальности для российских мусульман".

Самое ключевое в приведенных словах Мухаметшина не то, что там перечислено, а то, чего там нет. Удивительно, но среди всех специализаций, которые заместитель муфтия РТ называет актуальными для российских мусульман, нет специализации "отечественное исламское богословие". И это при том, что Болгарская исламская академия везде преподносится как центр возрождения именно отечественной богословской мысли. Даже на последнем форуме татарских религиозных деятелей была отдельная секция с соответствующим названием, которую, кстати, модерировал сам Рафик абый.

Возникает вопрос: если не в создаваемой Болгарской исламской академии готовить специалистов по татарскому и в целом по отечественному исламскому богословию, тогда где их вообще готовить? Разве не для этого создавалась академия? Могут сказать, что, дескать, данное упущение можно компенсировать через исследовательские программы. Да, отчасти можно. Но и другие специализации можно компенсировать подобным же образом. Почему обструкции подвергается именно наше богословское наследие? Неужели все заверения Мухаметшина о том, что академия будет служить задаче возрождения отечественной богословской школы и даже соответствующие ссылки на Путина не более чем конъюнктурное прикрытие? Похоже, что традиционалисты-консерваторы окончательно задавили его, ведь татарское богословие — это во многом реформаторское богословие, а наши консерваторы допустить его распространения ну никак не могут.

Допустим, Рафик абый в определенном смысле прав, говоря, что такие специализации, как исламское право и вероучение, являются актуальными для российских мусульман. Но то, что коранистика актуальнее татарского богословского наследия — очень и очень спорно. Что может делать специалист по коранистике? Только вариться в собственном соку: преподавать коранистику и больше ничего. А специалист по татарскому/отечественному богословию? Его спектр востребованности намного шире: от преподавания до консультирования всевозможных организаций. Даже если просто сделать замер актуальности по тематическим конференциям, то всем будет очевидно: востребованность обществом специалистов по отечественному исламскому богословию многократо выше, чем по коранистике. Несоизмеримо выше. Конференций, отдельных секций на них и всевозможных чтений, посвященных наследию отечественных мусульманских богословов проводится в стране бесчисленное множество, а вот по коранистике — так сразу и не вспомнишь.

В Болгаре устами Мухаметшина было упомянуто о едином образовательном стандарте, в рамках которого и планируется реализовывать перечисленные специализации. Вообще хотелось бы узнать имя разработчика (разработчиков?) данного стандарта. Другими словами, чье видение будет реализовывать Болгарская исламская академия? Какого масштаба ученый и ученый ли вообще стоит за этим? Я общался с некоторыми ведущими специалистами по исламу в нашей стране, которые являются не просто учеными с мировым именем, но и, как говорится, штучным товаром. И все они в один голос заявляют, что в разработке стандарта не принимали никакого участия. Мне просто очень интересно: как можно создавать академию без академической науки, федеральный проект — без привлечения специалистов федерального уровня, лучшее исламское заведение в стране — без лучших специалистов? Проект данного стандарта вообще было бы неплохо опубликовать. Если он сделан превосходно, то это привлечет в академию толковых абитуриентов. А если в нем есть какие-то недоработки, то общественная дискуссия позволит их быстрее выявить и устранить. Уверен, что тем религиозным кругам, от имени которых выступает Мухаметшин, нечего стыдиться, и образовательный стандарт будет обнародован ими в самое ближайшее время, как это сделано со многими другими образовательными стандартами.

УПАКОВКА РЕТРОГРАДОВ

Почему же Мухаметшин, далеко не глупый человек, подписался на подобную, я бы сказал, сомнительную концепцию? Сводить все дело к конъюнктурщине в среде религиозных консерваторов — значит, упрощать понимание ситуации. В конце концов, Рафик абый — уважаемый человек, не мальчик, чтобы бездумно плясать под дудочку ретроградов. Все равно должна быть некая приемлемая внутренняя логика. Да и потом в оправданности подобных концептуальных подходов надо убедить еще и чиновников. Крайне маловероятно, что они согласятся на подобное толкование проекта, тем более когда он находится на контроле у главы государства. В чем тут дело?

Все дело в упаковке, в которой преподносятся идеи исламского ретроградства/консерватизма. Логика здесь следующая. Западные санкции вынуждают Россию все активнее разворачиваться на Восток, в т. ч. мусульманский, и там искать стратегических партнеров. Поэтому с арабским миром приказано дружить. А значит, надо ему понравиться. Стало быть, если академия будет в духе традиций татарского богословия, стоять на позициях джадидизма и реформаторского ислама, рассуждает Мухаметшин, то мы превратимся в изгоев и маргиналов. Арабские же традиционалисты не готовы принять нашу самобытность и прогрессистский взгляд на жизнь. Как говорится, хромайте в квартале хромых. Этим же подходом, видимо, надеются также отвадить ездить на учебу за рубеж консервативно настроенную религиозную молодежь.

Другими словами, Мухаметшин предлагает нам играть с огнем и в угоду сиюминутной тактике сломать историческую стратегию: шагать не в будущее, а в прошлое. Мухаметшин прекрасно понимает опасность такого подхода и честно на форуме задается вопросами: "Не превратимся ли мы в филиал какого-то арабского учебного заведения? Смогут ли приглашенные профессора преподавать нашим студентам, не зная проблем российских мусульман и имея мировоззрение, сформированное в моноконфессиональном обществе?" "Вопросов очень много!" — резюмирует он.

Но какой им предлагается ответ? Да никакого. Рафик абый вместо ответа просто бежит от Болгарской академии как от чумы. Уж кто только не предлагал ему занять пост ее ректора, каких только ходоков ни направляли. На форуме даже стихийно чуть не проголосовали за него. Но ни престижность проекта, ни перспективы щедрого финансирования — ничто не может сломить его волю. И данный отказ не похож на кокетство. Рафик Мухаметшович — опытный аппаратчик. Он знает, что если через несколько лет выяснится, что в академии, которая руководством страны и нашей республики видится как центр возрождения отечественного мусульманского богословия, отечественным оказался только юридический адрес, полетят головы всех, невзирая на прежние заслуги. А пока имеющиеся признаки указывают на то, что все идет именно к этому. Береженого, как говорится, Бог бережет. Впрочем, вполне возможно, что 62-летний Мухаметшин действительно собирается, как он уверяет, пойти на покой и считает, что для поста ректора академии есть более подходящие кандидатуры — те же арабы например.

КТО ДАСТ ГАРАНТИЮ?


Отрезать Россию от мусульманского мира, конечно же, не нужно. Самоизоляция — удел слабых и путь в никуда. Но дружить — это не значит терять свое национальное достоинство. Дружить надо хотя бы на равных. А такая великая держава, как Россия, вполне может стать идейным лидером исламского мира. И в этом лидерстве татарам может отводиться ведущая роль. А что предлагает нам Мухаметшин и Ко? Быть на подхвате у арабов, нести за ними подол. Мне кажется, такое видение Болгарской академии унизительно для татарского народа.

Муса Бигиев говорил: "Какова культура народа, такова и его религия", т. е. таково и его понимание религии. Марокко, Сирия, Египет — а именно на исламские вузы этих стран Мухаметшин предлагает равняться — это отсталые во всех отношениях страны. Религии какого уровня культуры и образования они смогут нас научить? Они ведь отсталые не просто так. Конечно же, в любой стране есть интеллектуалы и самородки. Но в данном случае речь идет не о персоналиях, а об ответе на принципиальный вопрос: где наша кибла, имея в виду иносказательное значение последнего.

Плюс ко всему арабы, что вполне естественно, не знают наших традиций, как и мы не знаем их традиций. На форуме ко мне подошел один из имамов, который читает мои статьи на и хотел познакомиться вживую. Имам пожаловался на шейха Саади, приглашенного в Татарстан для работы в Болгарской академии. Шейха выписали на несколько дней в регион хазрата, чтобы он своими лекциями помог местному ДУМу на идеологическом фронте поставить на место ваххабитов. А вместо этого Саади, как рассказывал мой собеседник, стал лить воду на их мельницу, выступив не только против народного татарского обычая садаки, 7, 40 дней, но даже против тавассуля и истигасы. "Ваххабиты у нас ходят теперь окрыленные", — с грустью заметил хазрат (он попросил не называть его имени и регион).

Шейх Саади, конечно же, не ваххабит. Но он не знает ментальности нашего народа, его традиций и обычаев, а выступает, как мне кажется, во многом с позиции формалистского знания, что и приводит к подобному результату. Кто даст гарантию, что с другими шейхами из арабского мира будет иначе? А с учетом того, что преподавание предлагается вести на арабском, даже проконтролировать содержание лекций будет намного сложнее.

Итак, кто виноват, мы выяснили. Теперь главный вопрос: что делать? На мой взгляд, есть два возможных сценария. Один — для бесстрашных и отважных. Второй — для упорных и трудолюбивых. Но об этом мы поговорим в следующем посте.*

Рустам Батыр

*мнение редакции может не совпадать с мнением автора



Источник: Бизнес-online
Остальное по теме "Внутренняя деятельность":

Назад в раздел

Оставить комментарий:

Защита от автоматических сообщений